Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого Л. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого «Воскресение»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Воскресение», начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими останов­ками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го.

Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и вос­кресающей человеческой души, изображение двух челове­ческих судеб составляют основу романа.

Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в под­судимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он мно­го лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскош­ную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окон­чательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскреше­нию подлинно человеческого начала в их душах.

Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облег­чить ее участь. Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может простить человека, который ее погу­бил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова забо­титься о ее судьбе, эгоистичны. «Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись!» — бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова. Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее чувство люб­ви. И Нехлюдов меняется в глазах Катюши. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывает­ся от этого брака, так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга решается связать свою судьбу с каторжанкой.

Обновление человеческой души показано как процесс ес­тественный и прекрасный, подобный возрождению весен­ней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помога­ет Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в прав­ду, в добро.

Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых гла­вах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой «Воскресения» отдаляет­ся от привилегированного круга, голос писателя и его го­лос сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи. Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного падения к духовному воз­рождению.

В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выво­ду: «Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время ... все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его». Выход, который неожи­данно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Не­хлюдова, — Евангелием. Он приходит к убеждению, что «единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, — признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей». Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: «Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны...»

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.