Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Развитие исторического романа («Петр первый»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Кто прячет прошлое ревниво.

Тот вряд ли с будущим в ладу...

А. Твардовский

 

В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображе­нием событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к про­шлому страны. Это такие известные произведения, как «Сте­пан Разин» А. Чаплыгина, «Одетые камнем» О. Форш, «Кюхля», «Вазир-Мухтар» и «Пушкин» Ю.Тынянова.

Особое же значение в литературе приобрел роман А. Н. Толстого «Петр Первый». В автобиографии Алексей Ни­колаевич писал: «С первых же месяцев февральской револю­ции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Над этой темой писатель работал долго; вначале им были написа­ны повести «День Петра» и «Наваждение», трагедия «На дыбе». Он признавался, что не приступал к роману до тех пор, пока не стал мыслить и говорить так, как говорили в эпоху Петра, он «пропитался» временем, поэтому роман получился таким правдивым. Горький называл его «превосходным».

Роман повествует о событиях русской истории конца Х V П-начала XVIII века. В нем представлены все слои населе­ния: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Пе­тербурге, в провинции и за границей.

Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятель­ность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопро­тивлялись в душе вельможи нововведениям царя, внешне усту­пая его требованиям. «Политесы» и «плезиры» раздражают, появление на ассамблеях заставляет раскошелиться на наряды жен и дочерей, а обучение сыновей за границей они восприни­мают как прямой путь к разврату. Князю приходится все тер­петь, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой «выходки», никакого почтения к старинным родам, его окружают «выскочки». Буйносов толь­ко внешне мирится с новыми порядками, мечтая о возврате к старому, но к старому возврата не было. «Ужасом была охваче­на вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась ви­зантийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали стро­ить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра высту­пают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересован­ные в укреплении государства. «Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы»,— говорит царю купец Иван Бровкин. Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто «одним талантом своим выбились из курной избы».

Ближайший друг и соратник Петра Александр Меньши­ков — сын конюха, торговец пирогами с зайчатиной; близок царю и Иван Бровкин, в прошлом холоп, а теперь — тесть помещика Волкова. Показывая близкое окружение Петра, писатель изображает, как меняется психология людей по мере обогащения и вовлечения в общественную жизнь. Бывшему Иваш-Бровкину теперь вся деревня кланяется в пояс, а некоторые крестьяне отрабатывают у него свои долги. Алексашка Меньшков, несмотря на всю преданность, часто запускает руку в государственную казну. И, говоря о том, что Меньшиков — это верная рука, Петр вынужден добавить: «хотя и вороватая». По­сещая землянки рабочих, строителей Петербурга, Петр услы­шал их жалобы на то, что людям дают гнилой хлеб. «Он взял заплесневелый кусок, разломил, понюхал, сунул в карман.— «Пойдет Нева, привезут новую одежду, лапти, муку привезут, хлеб будем печь здесь»,— сказал он. А потом с гневом обратил­ся к Меньшикову, выхватив из кармана заплесневелый кусок. «Ешь! — у Петра Алексеевича бешено расширялись глаза.— Дерьмом людей кормишь — ешь сам. Нептун! Ты здесь за все отвечаешь! За каждую душу человечью». Петр во всем человек своего времени, он суров, требователен до жестокости, он не «мужицкий царь», и народу нелегко живется в его правление. В жалобах царю крестьяне говорят: «Ныне у нас ни хлеба, ни скотины, погибаем голодною и озябаем студеною смертью... Воззри, государь, на нашу скудность и бедность...»

На страницах романа ярко изображены выразители народ­ного протеста. «Пытаный, мученный» мужик Овдоким гово­рит народу: «В муках живем, в пытках... Не ищите правды». Овдоким советует мужикам бежать в леса, он с удовольствием рассказывает им о Степане Разине, и в его словах звучит на­дежда на народное восстание. «Бродяга из монастырских кре­стьян» Федька Умойся Грязью ожесточен жизнью. Он не хо­тел «ломать спину на чорта», служить господам и бежал на Дон, но его схватили и отправили в Воронеж, где шли царские работы по строительству флота. Федька убил немца Мирбаха, который издевался над ним и над другими солдатами. В его поведении выражена прямая угроза эксплуататорам со сторо­ны угнетенного народа. Писатель дает почувствовать, что в народе распространилось недовольство царем. Люди хотели жить «по воле, а не по указу государеву». Правдиво раскры­вая острейшие драматические конфликты эпохи, писатель дал яркую картину исторического поступательного движения стран. С Петром не может сравниться ни Василий Голицын, ни король Август, ни шведский король Карл — талантливый, но самовлюбленный, жаждущий личной славы. Увидя иностран­ные торговые суда, Петр понимает необходимость для России иметь свой флот. «За границей лес нужен, весь лес у нас, а мы кланяемся: купите... Эти ироды ходят мимо — только смеют­ся... Нет, не Черное море — забота... На Балтийском нужны свои корабли». Петр любит Россию, ему обидно видеть ее ни­щету и убожество и нежелание русских бороться со своей от­сталостью. «Отчего сие? — с горечью говорит он.— Сидим на великих просторах и — нищие...» «Сидят на старине... землю за тясячь лет пахать не научились... Отчего сие?» Он понима­ет значение развития промышленности, одобряет начинания Демидовых на Урале. Развитие промышленности требовало умелых рабочих рук и знаний. Петр создает в Москве при ли­тейном заводе школу, в которой учились наукам и мастерству литья боярские и посадские дети, юноши «подлого звания». С горечью отмечает Петр, что «дворянские балды — сажень рос­том» не хотят учиться. Но Петр дубиной гнал «недорослей» в науку, обещая за ум «графами жаловать».

В Петре Первом писателя привлек преобразовательный ге­ний, он предстает выразителем великой исторической спра­ведливости, потому что его деятельностью и поступками дви­гала забота о судьбе государства и нации. В нем писатель под­черкивает прежде всего государственный ум, понимание необ­ходимости коренных изменений в жизни России. Отсюда не­примиримая вражда царя к старине и крутые меры внедрения нового в жизнь.

Писатель ставил своей задачей «выявление движущих сил эпохи», показ народа, его взаимоотношений с властью и его роли в государстве. В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» нашли яркое отражение лучшие черты дореволюционного ис­торического романа. Изображение прошлого достаточно досто­верно, на документальной основе, а вымысел неразрывно свя­зан с историей. Толстой говорил: «Чтобы понять тайну рус­ского народа, нужно хорошо знать прошлое».

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.