Кто прячет прошлое ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу...
А. Твардовский
В тридцатые годы XX века писатели, наряду с изображением событий революционной эпохи и социалистического строительства, обращаются в своих произведениях и к прошлому страны. Это такие известные произведения, как «Степан Разин» А. Чаплыгина, «Одетые камнем» О. Форш, «Кюхля», «Вазир-Мухтар» и «Пушкин» Ю.Тынянова.
Особое же значение в литературе приобрел роман А. Н. Толстого «Петр Первый». В автобиографии Алексей Николаевич писал: «С первых же месяцев февральской революции я обратился к теме Петра Великого. Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Над этой темой писатель работал долго; вначале им были написаны повести «День Петра» и «Наваждение», трагедия «На дыбе». Он признавался, что не приступал к роману до тех пор, пока не стал мыслить и говорить так, как говорили в эпоху Петра, он «пропитался» временем, поэтому роман получился таким правдивым. Горький называл его «превосходным».
Роман повествует о событиях русской истории конца Х V П-начала XVIII века. В нем представлены все слои населения: от бояр и придворных до купцов и крестьян, стрельцов и посадского люда. События происходят в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за границей.
Роман состоит из трех книг, каждая из которых отражает определенный период Петровской эпохи и показывает деятельность царя. Вначале показана борьба Петра с боярами, с той косностью, которую они защищали и олицетворяли. Так, на примере семьи боярина Романа Буйносова показано, как сопротивлялись в душе вельможи нововведениям царя, внешне уступая его требованиям. «Политесы» и «плезиры» раздражают, появление на ассамблеях заставляет раскошелиться на наряды жен и дочерей, а обучение сыновей за границей они воспринимают как прямой путь к разврату. Князю приходится все терпеть, но он не может с этим спокойно смириться и вспоминает старые времена, когда он надевал кунью шубу, его выводили под руки из дому, сажали почтенно в возок, который вез его во дворец; там все ждали выхода царевны Софьи. Тогда он знал, как себя вести, что делать, сейчас правила резко поменялись. От царя можно ожидать любой «выходки», никакого почтения к старинным родам, его окружают «выскочки». Буйносов только внешне мирится с новыми порядками, мечтая о возврате к старому, но к старому возврата не было. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая книга повествует о том, что после победы над шведами русские вышли к Балтике и, укрепившись на берегу, стали строить северную столицу. Сторонниками деятельности Петра выступают в романе мелкопоместные дворяне и купцы, заинтересованные в укреплении государства. «Связал нас Бог одной веревочкой, куда ты, туда и мы»,— говорит царю купец Иван Бровкин. Петр привлекает к управлению государством энергичных, деятельных людей, строящих фабрики и заводы, развивающих торговлю, кто «одним талантом своим выбились из курной избы».
Ближайший друг и соратник Петра Александр Меньшиков — сын конюха, торговец пирогами с зайчатиной; близок царю и Иван Бровкин, в прошлом холоп, а теперь — тесть помещика Волкова. Показывая близкое окружение Петра, писатель изображает, как меняется психология людей по мере обогащения и вовлечения в общественную жизнь. Бывшему Иваш-Бровкину теперь вся деревня кланяется в пояс, а некоторые крестьяне отрабатывают у него свои долги. Алексашка Меньшков, несмотря на всю преданность, часто запускает руку в государственную казну. И, говоря о том, что Меньшиков — это верная рука, Петр вынужден добавить: «хотя и вороватая». Посещая землянки рабочих, строителей Петербурга, Петр услышал их жалобы на то, что людям дают гнилой хлеб. «Он взял заплесневелый кусок, разломил, понюхал, сунул в карман.— «Пойдет Нева, привезут новую одежду, лапти, муку привезут, хлеб будем печь здесь»,— сказал он. А потом с гневом обратился к Меньшикову, выхватив из кармана заплесневелый кусок. «Ешь! — у Петра Алексеевича бешено расширялись глаза.— Дерьмом людей кормишь — ешь сам. Нептун! Ты здесь за все отвечаешь! За каждую душу человечью». Петр во всем человек своего времени, он суров, требователен до жестокости, он не «мужицкий царь», и народу нелегко живется в его правление. В жалобах царю крестьяне говорят: «Ныне у нас ни хлеба, ни скотины, погибаем голодною и озябаем студеною смертью... Воззри, государь, на нашу скудность и бедность...»
На страницах романа ярко изображены выразители народного протеста. «Пытаный, мученный» мужик Овдоким говорит народу: «В муках живем, в пытках... Не ищите правды». Овдоким советует мужикам бежать в леса, он с удовольствием рассказывает им о Степане Разине, и в его словах звучит надежда на народное восстание. «Бродяга из монастырских крестьян» Федька Умойся Грязью ожесточен жизнью. Он не хотел «ломать спину на чорта», служить господам и бежал на Дон, но его схватили и отправили в Воронеж, где шли царские работы по строительству флота. Федька убил немца Мирбаха, который издевался над ним и над другими солдатами. В его поведении выражена прямая угроза эксплуататорам со стороны угнетенного народа. Писатель дает почувствовать, что в народе распространилось недовольство царем. Люди хотели жить «по воле, а не по указу государеву». Правдиво раскрывая острейшие драматические конфликты эпохи, писатель дал яркую картину исторического поступательного движения стран. С Петром не может сравниться ни Василий Голицын, ни король Август, ни шведский король Карл — талантливый, но самовлюбленный, жаждущий личной славы. Увидя иностранные торговые суда, Петр понимает необходимость для России иметь свой флот. «За границей лес нужен, весь лес у нас, а мы кланяемся: купите... Эти ироды ходят мимо — только смеются... Нет, не Черное море — забота... На Балтийском нужны свои корабли». Петр любит Россию, ему обидно видеть ее нищету и убожество и нежелание русских бороться со своей отсталостью. «Отчего сие? — с горечью говорит он.— Сидим на великих просторах и — нищие...» «Сидят на старине... землю за тясячь лет пахать не научились... Отчего сие?» Он понимает значение развития промышленности, одобряет начинания Демидовых на Урале. Развитие промышленности требовало умелых рабочих рук и знаний. Петр создает в Москве при литейном заводе школу, в которой учились наукам и мастерству литья боярские и посадские дети, юноши «подлого звания». С горечью отмечает Петр, что «дворянские балды — сажень ростом» не хотят учиться. Но Петр дубиной гнал «недорослей» в науку, обещая за ум «графами жаловать».
В Петре Первом писателя привлек преобразовательный гений, он предстает выразителем великой исторической справедливости, потому что его деятельностью и поступками двигала забота о судьбе государства и нации. В нем писатель подчеркивает прежде всего государственный ум, понимание необходимости коренных изменений в жизни России. Отсюда непримиримая вражда царя к старине и крутые меры внедрения нового в жизнь.
Писатель ставил своей задачей «выявление движущих сил эпохи», показ народа, его взаимоотношений с властью и его роли в государстве. В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» нашли яркое отражение лучшие черты дореволюционного исторического романа. Изображение прошлого достаточно достоверно, на документальной основе, а вымысел неразрывно связан с историей. Толстой говорил: «Чтобы понять тайну русского народа, нужно хорошо знать прошлое».
|