Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Отношения народа и государства в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России. Конечно же, выдающий­ся писатель А.Н. Толстой не мог обойти ее в своем твор­честве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой.

А.Н. Толстому довелось жить и творить в очень труд­ный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небывалую остроту. В этом плане правомерно обра­щение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь по­нять и осмыслить прошлое — значит понять и осмыс­лить и настоящее, и будущее.

Эпоха петровских реформ, коренных преобразова­ний жизни России начала XVIII века, как нельзя лучше помогает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны. Воплощением творческого за­мысла А.Н. Толстого стал исторический роман «Петр Первый». Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в раз­говоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу Рос­сии, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Отечества, будущее страны — это и будущее народа. Все ждут перемен, уверены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голо­са в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонников Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажа­ют всю бессмысленность и беспощадность борьбы задер­ганных неразберихой людей, страшащихся будущего.

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительницей Софьей и князем Василием Голицы­ным. На пути к преобразованиям Петр видит свою опо­ру в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков становится главным его помощником:

Из детей крестьян и посадских людей Петр форми­рует свою потешную гвардию, Преображенский и Се­меновский полки, которые впоследствии славно послу­жат царю и Отечеству. Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестоко, даже слишком жесто­ко, реализует свои замыслы без учета мнения народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует. Таким протестом явился

стрелецкий бунт. Причиной бунта стало прежде всего непонимание народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользовался. Жестокая распра­ва над стрельцами служит ярким примером того, что го­сударство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государ­ством, это всегда оборачивается насилием, жестокос­тью, кровью.

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с вла­стью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, способ­ность принести себя в жертву на благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и госу­дарством. Государство становится -частью народа.

Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки и повозки во время пере­ходов, находится в самой гуще сражения. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет госу­даря и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Не­смотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гнев­ную отповедь фельдмаршалу ОТильви, который не же­лает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстриру­ет полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе.

И глубоко символично, что именно Меньшиков, вы­ходец из народных масс, придумал военную хитрость, позволившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает стро­ить здесь новую столицу.

Строительство Петербурга потребовало колоссаль­ных сил и напряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова видит в народе лишь сред­ство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым противостоянием народа и царя. Власть снова не находит иного средства реализации сво­их планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола влас­тей, вседозволенности, отношения к людям как к вин­тикам государственной машины.

Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их в многообразии, во всей сложнос­ти. Автор романа «Петр Первый» решает для себя про­блему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.