Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Обзор творчества


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Алексей Николаевич Толстой вошел в историю русской ли­тературы задолго до революции. Еще до 1917 года он создал немало ярких реалистических произведений о жизни русского дворянства и интеллигенция эпохи империализма. Его пер­вые пьесы — это «комедии нравов», отражающие жизнь узко­го круга людей. Они наполнены радостным мироощущением автора, все имеют «счастливый конец». Но истинный талант писателя раскрылся в его масштабных произведениях: «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб» и драматических произведениях об Иване Грозном.

Временное отчуждение от Родины привело писателя к му­чительным раздумьям о судьбах русской революции и русско­го народа. Все глубже вникал он в сущность происходящего в России. С думами о Родине начал он свой роман «Сестры», первую часть трилогии «Хождение по мукам», параллельно работал над автобиографической повестью «Детство Никиты» И научно-фантастическим романом «Аэлита». В эмиграции Толстой приходит к мысли, что путь к вершинам искусства закрыт без общения со своим народом, без Отечества. В это время он пишет Чуковскому о своей «бесприютной тоске» по Родине, о разочаровании в западном буржуазном мире. В статье «Несколько слов перед отъездом» Толстой с удивитель­ной проницательностью показал нависшую над Европой угро­зу «долларовой демократии» и вызванного ею фашизма.

Весной 1923 года Толстой вернулся из эмиграции. В этот период он пишет ряд произведений об эмиграции, начатых еще за границей: «Эмигранты», «В Париже», «На острове Халки», «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью». В них он разоблачает налымовское потомство, выброшенное рево­люцией на свалку истории. В опустившемся русском аристок­рате Александре Епанчине собрана вся мерзость и гниль под­лой души злейшего врага революции. Он готов на любое преда­тельство, чтобы вернуть старый российский строй. С вожделе­нием думает Епанчин об интервенции, об американцах, кото­рые охотно шлют покупателям «пушки, снаряды и сотни тысяч широкоплечих веселых американских молодцов», делая свой бизнес с подобающей рекламой: «воевать надо широко».

Этот цикл произведений Толстого явился блестящей ил­люстрацией агрессивной грабительской роли американского империализма. Мир долларовой диктатуры и фашизма, кру­шение капитализма и победу революционных сил художест­венно воплотил писатель в произведениях научно-фантастиче­ского жанра: «Семь дней, в которые был ограблен мир», «Ги­перболоид инженера Гарина», «Аэлита». В этих произведени­ях он показал жизнь современной буржуазной Европы и Аме­рики, этой «проклятой страны, где шагают по колено в золоте, где собираются скупить по дешевке весь старый добрый мир». Весьма выразительно в романе «Гиперболоид инженера Гарина» звучит признание заокеанских магнатов, предпочи­тающих для Америки фашистскую диктатуру: «В конце кон­цов, нам и в самом деле этот демократический строй надоел хуже маргарина... В стране безобразия, разбой, беспорядок, чепуха,— право, уж лучше пусть правит страной диктатор, вождь с волчьей хваткой». Толстой всесторонне и глубоко ос­ветил противоречия капиталистического общества.

Сравнивая русскую литературу с западной, Толстой пи­шет: «Молодые русские повествователи бесконечно талантли­вее и содержательнее любого из молодых западноевропейских и американских романистов, этих карманников старой куль­туры, воспевателей уголовного сыска, шутов его величества валютного спекулянта». Что ж, во многом Толстой оказался провидцем. Подлинным поэтическим вдохновением отмечены эпизоды гражданской войны в рассказе «Гадюка», где Тол­стой создал образы рядовых людей революции, мужествен­ных, смелых, исполненных моральной чистоты и духовной си­лы. Здесь Толстой говорит и об опасности мещанства для даль­нейшего развития общества.

В 1927 году писатель начал работу над второй частью три­логии «Хождение по мукам» — «Восемнадцатый год». «Вновь найденная Родина» — так определил писатель тему этой эпохи. В основе сюжета — судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмит­риевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений. В их поэтических образах отражены самые светлые стороны челове­ческой души, раскрывающейся навстречу счастью. В духовном же крахе таких представителей русской буржуазной интелли­генции, как адвокат Смаковников, поэт Бессонов и другие, Тол­стой показал обреченность старой России. На судьбе героев, Да­ши и Ивана Ильича, Кати и Рощина, писатель доказал, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение Родине и вера в ее будущее.

Затем Толстой начал исторический роман «Петр Первый». Писатель признавался: «Я обратился к эпохе Петра Великого, должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознатель­но, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». «Гулкий ветер истории ворвался в его творчество». Но его искренние усилия найти в прошлом рус­ского народа ключ к современности в конце концов свелись к произвольным историческим параллелям, а объективные закономерности остались для писателя загадкой. И все же он создал великий роман о решающей эпохе в жизни России. Толстой остался верен исторической и художественной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Роман «Петр Первый» — может быть, самый замечательный во всем лите­ратурном наследии А. Толстого.

В 30-е годы писатель работает над заключительным рома­ном трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро». Это художественная летопись революционного обновления Рос­сии. Здесь повествуется о тяжелых годах гражданской войны и интервенции.

С первых же дней Великой Отечественной войны А. Н. Толстой отдает все свои творческие силы делу победы, непоколебимой верой в которую наполнены «Рассказы Ивана Сударева», публицистические произведения «Что мы защища­ем», «Фашисты в Ясной Поляне», «Кровь народа» и другие. Призыв к защите Родины, свободы и независимости, великие исторические традиции народа, разоблачение фашизма и гря­дущая победа над ним — вот важнейшие темы его статей.

. Наряду с творчеством лучших писателей произведения Алексея Николаевича Толстого служили примером высокого патриотизма, стали нашей классикой. Он достойный продол­жатель традиций Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, Ф. М. До­стоевского и А. П. Чехова.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.