Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности вы­дающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Ни­колаевича Толстого - это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа.

Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман «Петр Первый» проник­нут стремлением показать самое главное - гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования.

Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором разво­рачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе.

Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал...Мои серпы до Ряза­ни ходили...Латы моей работы пуля не пробивала...Кто лошадей кует? Кто бабам, мужикам зубы рвет? Жемов...», В дальнейшем мы встречаем Жемова на постройке корабля. С ним напарником работает сам Петр.

Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Ха­рактерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. «...Сила чудная во мне пропадает... - говорит он царю. — Могу порсуны писать, как бы живые лица человечьи... Могу писать морские волны и корабли на них под парусами и в пушечном дыму, — весьма искусно».

Развитие промышленности и культуры приобщило новых людей к государственной службе. В романе ярко показаны купцы и предпринима­тели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бума­ги Курбатов, секретарь царя Возницын.

Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде. Здесь противоречия наи­более остры. С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент. Инте­рес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа. Вторая книга романа заканчивается су­ровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федь­ка Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, «зело здесь болеют, а многие и померли...». Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия.

Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана. Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежны­ми стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: «Одного из них провожала до плахи жена с детьми, - они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху. Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: «По­сторонись-ка, государь, я здесь лягу...».

Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежа­ли от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета. Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Некта­рий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном «постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом. Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно.

Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе «Петр Первый» дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых стол­кновениях может свободно и естественно развиваться действие. Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание «застыв­шего» состояния общества. Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, «кончалась византийская Русь». Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.