Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Исторический роман «Петр первый»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Пойми, пойми, все тайны в нас,

в нас сумрак и рассвет.

А. Блок

 

Исторический роман «Петр Первый» — одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писа­тель смог создать яркую и правдивую галерею образов, жив­ших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы ре­волюции он «скорее инстинктом художника, чем сознатель­но... искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Писатель приподнял завесу времени и от­крыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь началь­ные истоки глубокого историзма Толстого — в теме России и народа.

В первых опытах писателя— «День Петра», «На дыбе» — он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, «Слово и дело государево», документов «Раскольничьих дел XVIII ве­ка» и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпа­емые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него «загадкой и непонятной стихией», что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. «И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь... Я увидел, почув­ствовал, осязал: русский язык... В судебных (пыточных) ак­тах— язык дела, там не гнушались «подлой» речью, там рас­сказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, буд­то нарочно созданный для великого искусства».

Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, «когда с особенной яркостью раскрывался русский ха­рактер». Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа ока­зались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобра­зовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга — такова хро­нологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и об­рывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель пред­полагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода.

В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Дейст­вие романа совершается и в царских хоромах, и в расколь­ничьем скиту, и в деревнях, и на полях сражений, на берегах Азовского моря и Невы, под стенами Кремля и Нарвы, в Рос­сии и за границей. Во всем своем великом историческом зна­чении предстала теперь перед Толстым преобразовательная де­ятельность Петра, его титаническая борьба за утверждение ос­нов новой государственности. На место обреченного и трагиче­ского царя, каким был Петр у Толстого прежде, теперь встал выдвинутый всем ходом исторического развития России круп­нейший государственный деятель. Все мысли и воля его уст­ремлены на то, чтобы превратить экономически отсталую страну в могучую державу, укрепить ее военное могущество, чтобы она могла занять почетное место в ряду других великих государств и противостоять врагам.

С большой художественной силой воссоздал Толстой неук­ротимую энергию и размах государственной и военной дея­тельности Петра, его страстную борьбу со старой Русью, реак­ционным боярством, стрелецким мятежом и раскольническим движением. Он показал, как во внутренней борьбе и в войнах за независимость развивалось и крепло русское государство. В то же время Толстой остался верен исторической и художест­венной правде в изображении народа, его страданий и жертв. Тяжкий гнет, царевы поборы, помещичья кабала заставляли крестьян бежать на Дон, Урал, в Сибирь, скрываться в лесах, таиться в скитах, а то и разбойничать на больших дорогах и этим выражать свой протест. В романе не развернуты широ­кие перспективы крестьянского движения, но бунтарский дух народа нашел свое выражение в таких представителях его, как Овдоким, участник мятежных походов Степана Разина, Цы­ган, Федька Умойся Грязью. И не зря они говорят: «Скоро ли гиль-то начнется? ...Время разинское вернется, ребятишки».

В романе правдиво показан и творческий гений народа. На него опирался Петр как на главную силу в своих великих ре­формах. Из среды народа выдвигались талантливые мастера, чей разум и труд, искусство и сноровка, смелость и упорство обеспечивали Петру победу в работе и в бою.

Не отступая от исторической правды, А. Толстой отразил в романе и одно из глубочайших противоречий преобразователь­ной деятельности Петра — его увлечение внешними признака­ми европейской культуры. Вопреки духу всей своей политики освобождения русского государства от иностранной зависимо­сти, он искусственно прививал корни того низкопоклонства перед заграницей, которое так глубоко вошло в сознание рус­ских людей.

Многогранен и сложен образ Петра. В нем глубоко отраже­но главное — черты могучего русского характера, националь­ного творческого гения, окрыленного борьбой за историческое величие и независимость народа.

В романе Толстой создал редкую по богатству и многообра­зию характеров галерею образов. Пластическое мастерство, тонкий психологический рисунок отличают портреты спод­вижников и врагов Петра — Меньшикова и Бровкина, Лефор­та и Ромодановского, Василия Голицына и Шереметева, боя­рина Буйносова и Софьи, старца Нектария и Карла XII. Бога­тырским духом проникнуты образы талантливых русских людей-колоколыциков, оружейников Кондратия и Ивана Воробь­евых, кузнеца Кузьмы Жемова, самоучки-художника Андрея Голикова, солдата, бунтаря и труженика Федьки Умойся Грязью. Сотни персонажей действуют в произведении, и все они одухотворены могучим, жизнелюбивым талантом А. Н. Толстого.

Поэтично изображение русской природы и картин старой Москвы в романе. С детства знал писатель «эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гадания, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут...»

Эпопея Толстого написана великолепным русским языком, свободным от какой бы то ни было нарочитой архаики, из­лишнего употребления «старых словес». Он ясен и чист. Это подлинный язык русского народа, красивый и выразитель­ный, со всем его лексическим богатством и красотой музы­кального строя. Толстой сумел донести до нас все обаяние жи­вой речи петровской эпохи, обогатив ее опытом современного литературного языка.

«Петр I» — быть может, самый замечательный роман во всем литературном наследии А. Толстого. Это произведение стоит в ряду самых выдающихся и талантливых творений рус­ской классической литературы.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.