Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Толстого А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Женские образы в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман «Петр Первый» в творчестве А. Толстого занимает значитель­ное место. Страницы его полны глубоких размышлений автора о про­шлом своего народа, о судьбах Родины.

В круг изображения писателем вовлекается множество разнообраз­ных фактов, событий и лиц, представляющих эпоху.

В этом романе А. Толстой изобразил героев как исторических, так и вымышленных. Когда читаешь произведение, создается впечатление, что ты узнаешь историю реально живших людей.

Показывая судьбы отдельных героев или всего народа, автор особое внимание уделяет женским образам. Разнообразие женских образов по­могает нам понять личность Петра как сына, мужа, брата, царя.

Именно благодаря описанию жизни героинь А. Толстой знакомит чи­тателя с русскими национальными традициями, со старинным убранством, со старым московским бытом.

В романе огромное число действующих лиц, в каждом из которых писатель уловил и передал черты времени и среды, с которой они связаны.

Одним из основных является образ Софьи, сводной сестры Петра. Царевна Софья нам представляется коренастой, ширококостной, с боль­шой головой, некрасивой женщиной.

Ее очень огорчило известие о передаче власти ее младшему брату, который еще не может принимать какие-либо государственные решения.

Основной целью ее жизни стало завоевание престола, и этого она пы­талась добиться любым способом. Эта властная, хищная, способная на коварство и преступление женщина самозабвенно увлечена борьбой за власть. Втянутая в дворцовые интриги, она стала средоточием всего того старого, варварского, с чем повел свою борьбу впоследствии Петр.

В момент решительной схватки с братом она проигрывает. А. Тол­стой, противопоставляя образ Софьи образу Петра, дает возможность луч­ше почувствовать его величие.

Мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина - из бедного дворян- ского рода, «у отца с матерью в лаптях ходила», в чем ее постоянно упрекала царевна Софья.

Она была бесправным существом в огромном семействе, куда ее отда­ли замуж. Когда Петр был маленьким, она боялась, что его могут убить в борьбе за власть. Сердце матери замирало, когда она слышала слова Со­фьи: «Жалко, стрельцы волчонка не задушили с волчицей». Толстой ри­сует образ заботливой, любящей матери, опекающей сына.

Когда мать Петра заболела и лежала при смерти, Петр, «припав у изголовья, целовал ей плечо и лицо». Он с нежностью к матери сказал сестре: «Наташа, ...маманю жалко». Здесь мы видим, как образ Петра дополняется другими чертами - такими как любовь, жалость к матери.

В романе А. Толстого появляются также образы второго плана. Та­ким является образ любимой сестры царя, Натальи Алексеевны, увлекаю­щейся европейскими традициями и стремящейся ввести их в русский быт. Она занята устройством публичного театра, пишет для него сама стихи; устраивает во дворце костюмированный бал - Валтасаров пир. Наталья Алексеевна, не таясь, радуется всему земному, любви как необхо­димому человеческому чувству. В сцене купания в Измайловском («были рабыни, стали богини») писатель показывает перемены в тяжелой судьбе русских женщин.

Колоритным образом является первая жена Петра - Евдокия. Автор очень подробно описывает свадьбу, наряды, украшения. Но поскольку Петр не любил ее, постепенно этот образ теряется в повествовании.

Яркий образ Саньки Бровкиной Толстой изображает в развитии, то есть в романе показано, как из деревенской девчонки Санька превращает­ся в Александру Ивановну Волкову. После того как дворянин Волков взял ее в жены (сватом был сам Петр), Санька стала обучаться иностран­ным языкам, перенимать светские манеры. Автор с иронией воспроизво­дит в речах своих персонажей смешение иностранных языков с русским, переплетение «французского с нижегородским». Особенно комично это звучит, например, в «светской» беседе Саньки во время приема у нее дома: «Презанте мово младшего брата Артамошу».

Описывая новый быт, неумело пересаженную на неготовую почву куль­туру, нелепо сидящую иногда одежду на женщинах, автор с некоторой долей иронии говорит о стремлении многих женщин оказаться первыми (Санька, девы Буйносовы и др.). Но вскоре новая Россия будет блистать за границей в лице госпожи Волковой, бывшей крестьянской девчонки. Этот успех будет очень выгодно оттенять успехи России на войне и в мирных преобразованиях.

А. Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоев петровского общества. Благодаря разнообразию женских образов мы глубже чувствуем в произведении далекую петровскую эпоху.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.