Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Токарева В.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Рецензия на повесть В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Виктория Токарева отличается от всех современных рос­сийских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, со­здается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их жизнь, наблюдаешь и вгля­дываешься в их судьбы. Повесть «Я есть. Ты есть. Он есть», по которой был снят одноименный фильм, — одно из тех про­изведений, в котором так искусно сплетаются жизненность и необычность. Между строк читается название: «Я есть. Ты есть. Мы есть». Больше ничего не надо. Мать счастлива, что есть сын, сын счастлив, что у него есть жена и что его жена есть. Люди, бескорыстно любящие друг друга, сплетаются в треугольник из-за ревности, назревает конфликт. Главной ге­роиней является Анна, сорокапятилетняя женщина, и чита­тель видит мир ее глазами, хотя Токарева пишет от третьего лица. Анна преподает французский язык в обычной школе: je suit , tu est , il est . Я есть. Ты есть. Он есть. После смерти мужа в ее жизни никого не осталось, кроме одного сына Олега, ко­торый, несмотря на то что уже достаточно взрослый, живет с ней и не женат. Мать страшно волновалась, если сын задер­живался после работы (а работал он хирургом), больное вооб­ражение рисовало страшные картины его гибели от СПИДа, от рук пьяных приятелей или под колесами шального водите­ля. И вот посередине одной из тех бессонных ночей Олег по­является в обнимку с белокурой красавицей. Ирочка, малень­кая, хрупкая и хорошенькая, остается жить в их квартире, разрушая установившиеся традиции и не обращая никакого внимания на установленные правила. Чуть позже Олег заяв­ляет Анне, что они с Ирочкой женаты и что он скрыл от нее свадьбу, потому что боялся материнского гнева.

«Обычно Олег целовал мать в щеку, но сегодня между ними висело пятьдесят килограммов Ирочки».

Ревность ослепляет Анну, она грубит Ирочке, Олег тщетно пытается примирить любимых женщин, вставая на сторону жены, и, в конце концов, Ирочка собирает чемоданы и уходит. Вечером, после работы, Олег тоже забирает свои вещи и исче зает из жизни Анны. Жизнь становится бесцветной, пустой, холодной. Злость, депрессия, одиночество становятся нераз­лучными приятелями Анны. Но вскоре Олег возвращается уби­тый горем. Ирочка попала в аварию и стала инвалидом, пред­ставляла собой живой труп. Олег работал, и заботиться о де­вочке было некому. «Анна застыла в дверях и впервые за все время их знакомства испытала человеческое чувство, освобож­денное от ревности. Это чувство называлось Сострадание. Со­страдание съело ненависть, как солнце съедает снег». Ирочка нуждалась в серьезном лечении: по капле лекарства каждые полчаса с шести тридцати до восемнадцати часов дня. Анна решила ее выходить. Капли съели ее жизнь. Все существова­ние, складывавшееся в долгие месяцы, теперь крутилось во­круг капель, Ирочки и большой лохматой дворняги по имени Дик.

Но вскоре Анна научилась рано вставать, разговаривать с молчаливой женщиной и веселой собакой, дышать полной гру­дью, любить Ирочку. Жена сына, такая противная и ненавист­ная, стала самым близким и родным существом. Ирочка по­степенно выздоравливала, начинала вновь осознавать проис­ходящее. А Олег, так страстно любящий жену и мать, но ус­тавший от жизни рядом с живой, не двигающейся «куклой», заводит на работе любовницу. Женщина легкого поведения «заглатывает его с ботинками», сынок все реже и реже появ­ляется дома. Заканчивается повесть трогательной прогулкой Ирочки с Диком под окнами Анны — ее первой прогулкой после мучительных месяцев болезни: «Собака была большая, Ирочка слабая. Она заметила что-то чрезвычайно ее заинтере­совавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была пробежать несколько шагов.

— Дик! — испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно высунулась. Собака поджала морду, выискивая среди окон нужное. Анна погрозила ей пальцем. Ирочка тоже под­няла лицо. Значит, услышала. Анна видела два обращенных к ней взгляда — человеческий и собачий. И вдруг поняла: вот ее семья. И больше у нее нет никого и ничего».

Эта повесть о женщине, бескорыстно пожертвовавшей ме­сяцами своей жизни ради ненавистного ей человека, заставляет задуматься о великом чувстве самопожертвования, вдохнув­шем жизнь в молоденькую, несчастную девушку. Повесть о том, что в нашем жестоком современном мире, где каждый сам за себя и человек человеку волк, еще есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низменной почве ревности и злости. Характерной особенностью повести является то, что в ней нет идеально положительного или отрицательного героя. А ведь именно по такой схеме в основном сейчас пишутся произведения. Обычно с самого начала бульварного детектива можно безошибочно показать пальцем на «хорошего парня» и «плохого парня». Дальнейшее деление героев происходит при­мерно так: враги «хорошего парня» и друзья «плохого», и наоборот. Герои «Я есть. Ты есть. Он есть» многогранны и неоднозначны. В начале Анна выглядит злодейкой, портящей жизнь молодым. Но к концу повести отрицательным становит­ся скорее Олег, повесивший жену-калеку на шею матери, а сам развлекающийся с женщиной на десять лет его старше. Но Токарева дает возможность читателю посмотреть на проис­ходящее и глазами Анны, и Олега, и Ирочки. Каждого из героев можно понять. Треугольник — мать—сын—жена сына — встречается очень часто и в повседневной жизни. То­карева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продол­жается, что главное: я есть, ты есть, он есть, — а остальное приложится. Отличительной особенностью повести является стиль ее написания. Токарева смело использует сравнения, красочно раскрашивая ими образы основных героев. Харак­терно еще и то, что повесть написана в основном короткими, нераспространенными предложениями. Написание так просто и доступно, что эту повесть можно читать абсолютно всем. Настроение книги создает и то, что отсутствуют кровавая сцена аварии и сексуальные сцены, которыми так изобилуют совре­менные книжки в мягких переплетах. Повесть кончается оп­тимистично, но неясно, что будет с героями дальше. Чем за­кончится любовная связь Олега на стороне? Выздоровеет ли Ирочка окончательно? Вопросы повисают в воздухе, но искрен­не хочется верить, что все будет хорошо.

Ведь над ними синее, чисто постиранное небо. И очень легко дышать.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.