Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Рыбаковой


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Исторические проблемы в современной литературе (по роману А. Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Вижу колонны замерших внуков,

гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

русских военных плачущих труб...

И. Бродский

 

Исторические проблемы всегда будут волновать писате­лей, потому что человеческий род в целом и каждый отдель­ный человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней, превращается в мари­онетку, которой легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память — это нечто вроде духовной прививки против безнравственности.

Писатель А. Рыбаков часто обращается в своих произве­дениях к проблемам нашей истории. Роман «Тридцать пятый и другие годы» написан о сталинском времени. В ка­честве героя писатель избрал обычного парня Сашу Панкра­това, который сам не является участником тех исторических преобразований, но он все же — свидетель процесса кадровой революции, хотя и не слишком осведомленный. У него своя реакция на все происходящее в стране. Автор наделяет героя строптивым характером — он ерепенится, спорит, его не уст­раивает положение, при котором он оказывается вне полити­ки, вне истории: «Саша не знал, что уже два дня идет новый грандиозный процесс над Пятаковым, Радеком, Сокольнико­вым, Мураловым и другими видными партийными деятеля­ми большевистской партии».

Саша весьма оригинальным способом хочет приобщиться к историческому моменту: он пишет письмо самому Сталину, в котором пытается совместить несовместимые вещи. Герой клянется в своей нравственной чистоте и тут же выражает готовность пожертвовать ею. Не менее сумбурно он сливает воедино невольное и бессмысленное предательство, капиту­лянтство и убежденность в том, что предательства, собствен­но, нет. На мой взгляд, в герое Рыбакова более звучит голос молодой, жаждущей деятельности крови, а не политической убежденности. Более всего на свете Саша мечтает реализо­ваться как знаменитый писатель. Но и здесь его мечты изби­рательны: не хочет быть таким, например, как Марасевич. Ему более по душе быть иным: «Писатели! Совесть народа! На Руси писатели всегда считались совестью народа — Пуш­кин, Толстой, Достоевский, Чехов...»

С такими, в общем-то, достойными уважения мыслями Саша знакомится с информацией о первом процессе: читает писательские отклики, призывы Катаева, Артема Веселого, Алексея Толстого, Агнии Барто уничтожить всех врагов на­рода.

«Значит, писатели верят! Значит, знают, что это правда, что подсудимые действительно убийцы и шпионы...» Рыба­ков на примере Сашиной наивности показывает, как легко было кровавой власти расправляться с неугодными личнос­тями. Таких молодых людей в те годы в стране было много. В результате кадровая революция уничтожила старых дея­телей партии, военачальников. И все это перед войной с фа­шистской Германией. Писатель, создавая этот роман, рабо­тал на историю: с особой тщательностью прописаны реали­зованные планы Сталина. Он дает понять читателям, что для большевиков нет разницы, кого сметать с лица земли, и творческая интеллигенция никогда не была и не будет ис­ключением из этого жестокого правила. Как не вспомнить более давние исторические события, когда государственные деятели России отстраняли поэтов от участия в боевых дей­ствиях армии. Например, Жуковского не допустили до Бо­родинского сражения, Есенин был санитаром во время пер­вой мировой войны, и о многих других власти заботились. Власть большевиков — единственная власть в России, кото­рая посылала поэтов на передовую, расстреливала их в тюрьмах по сфабрикованным делам. Но вернемся к герою романа Рыбакова, чтобы еще раз убедиться в его неосознан­ной готовности к кадровой революции. Пока письмо проде­лывало свой «исторический» путь из Сибири в Москву к то­варищу Сталину, Саша сам почувствовал в себе перемены: ему надоели вечные споры с Лидией Григорьевной, во многом не разделяющей взглядов Саши, и он заводит себе нового друга — Федю, сельского продавца, который мечтает сделать карьеру. Новый друг Саши твердо знал, что своя рубаха ближе к телу.

Этот новый тип людей как-то незаметно начинает совер­шать безнравственные поступки: Шарок будет бить Лидию Григорьевну, спорить с которой герою надоело. Сашу не по­трясет то, что рабочие люди и писатели будут требовать рас­прав над неугодными власти людьми без суда и следствия. Вскоре сами палачи станут жертвами первой чистки в НКВД, совершится плавный переход к «ежовщине».

С помощью исторического материала писателю Рыбакову удалось глубоко раскрыть причины, приведшие к трагедиям сталинской эпохи. Его герой Саша в конце концов осознает свои заблуждения, простой человек все же одерживает нрав­ственную победу в этой жестокой и неравной борьбе с неспра­ведливой властью.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.