Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Распутина


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема деревни в современной литературе (по произведениям В. Распутина)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Н. Рубцов

 

Творчество известного русского писателя, нашего совре­менника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего «нацио­нального космоса», узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести «Деньги для Марии» он попал в поле зре­ния серьезной литературной критики и обрел широкого чи­тателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: «Пос­ледний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», которые сделали Распутина одним из ведущих пи­сателей страны.

Все это происходило в начале 70-х годов. Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила го­рячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэ­зия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду. Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушитель­ный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заво­дов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чер­нобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с наси­женных мест, отправляясь на «великие стройки коммуниз­ма». Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если заду­маться, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится. Диву даешься, что, несмотря на сплошной многовековой разор, деревня трудилась не покладая рук и кормила страну. Не случайно в конце 60-х годов в нашей ли­тературе возникает такое явление, как «деревенская проза». Потому что писатели не могли мириться с таким положени­ем русской деревни. Движение выдвинуло на первый план общественной жизни страны талантливых писателей — Рас­путина, Белова, Абрамова, Носова, Шукшина. Их еще назы­вают «почвенниками», потому что они ратуют за сохранение родовых корней.

Повести Распутина «Последний срок», «Прощание с Ма­терой», «Пожар» как бы составляют трилогию о русской де­ревне, о гибели «крестьянской Атлантиды». Мотивы катас­трофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести «Пожар» писатель взял эпиграфом слова из народ­ной песни: «Горит, горит село родное...» Положение с дерев­нями в стране было такое, что данный эпиграф отражал бук­вально суть происходящего в них разора.

Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сель­чан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Ма­терой» стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.

Интересно начинается повесть «Последний срок»: старуха Анна лежит на узкой железной кровати возле печи и дожи­дается смерти. Ее младший сын Михаил, понимая, что расставание с матерью близко, вызывает остальных детей Анны проститься с матерью. Но самую ее любимую дочь Танчору не пригласил, потому что точно по-крестьянски рассчитал — мать, ожидая приезда любимой дочери, продержится на земле еще лишних несколько дней. Так оно и вышло: ожида­ние младшенькой продлило Анне жизнь. Описание этих дней и составляет сюжет повести.

Перед читателем встает образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь, потерявшей мужа и детей, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелей­ших условиях. Вся родня Анны — из деревни. Они накрепко усвоили те строгие моральные заповеди, которые передава­лись из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, дер­жать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.

Во время повествования автор обращается к истории рус­ской деревни. Его героиня вспоминает годы коллективиза­ции. Тогда у нее забрали единственную корову Зорьку. Но корова по старой привычке по вечерам после дойки приходи­ла к знакомой калитке. Анна обращалась с коровой, как с родным существом: выносила ей подсоленную корку хлеба, подмывала вымя. Однажды она решила проверить, хорошо ли подоена Зорька, и взялась за соски. Оказалось, что в вы­мени осталось еще немного молока. Анна стала подаивать корову и отдавала молоко детям. Делала она это тайком, чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре раскрылась: дочка Люся случайно увидела, как Анна доила корову. Надо только представить себе, до какой степени совестливой была эта женщина, если после этого «извиноватила себя» и «в глаза-то Люсе до-о-олго не могла смотреть». А молоко-то это помогло детям выжить в тяжелый год. Чувство греха, прису­щее всем честным и добрым людям, нашло выход в своего рода исповеди: Анна рассказала про незаконную дойку подруге Миронихе, но и рассказывая продолжала сильно сты­диться своего поступка. Анна боялась и стыдилась не обще­ственного порицания, а просто скрытность поступка уже сама по себе противоречила моральным заповедям ее пред­ков.

Распутин философски завершает повесть. В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остается один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Ото­рванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери. Повесть В. Распутина «Последний срок» я счи­таю программной в творчестве писателя. Идея повести разра­батывается и углубляется автором в новых произведениях. Много героев, страдающих и думающих о судьбе русской де­ревни, много разных ситуаций и обстоятельств пройдут перед читателем, если он откроет другие книги этого замеча­тельного русского писателя, но одно в них будет неизмен­ным — мысль, что человеку невозможно гармонично про­жить жизнь, оторвавшись от своих корней. В этом смысле деревенская тема всегда будет актуальной и жизненно необ­ходимой для нашего общества.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.