Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Распутина


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Нравственная проблематика современной прозы


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Добро и зло перемешались.

В. Распутин

 

Трудно найти в истории литературы произведе­ние, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-эти­ческие ценности.

Творчество нашего современника Валентина Рас­путина не составляет в этой связи исключения.

Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть «Пожар», опубликованная во времена перестройки.

Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.

Иван Петрович ищет ответы на вопросы, кото­рые подбрасывает ему окружающая действитель­ность. Почему «все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за лов­кость и доблесть». Как современно звучат эти сло­ва! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элемен­тарных нравственных принципов является не позо­ром, а «умением жить».

Иван Петрович законом своей жизни сделал пра­вило «жить по совести», ему больно, что при пожа­ре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а «дружные ребята — архаровцы» перво-наперво хватают ящики с водкой.

Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, при­выкли только брать, вырубать, разрушать.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: «Не­уютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...». Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.

Иван Петрович размышляет о своем месте в ок­ружающем мире, ибо «...нет ничего проще, как за­блудиться в себе».

Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нрав­ственную заповедь «не укради». В 1986 году Распу­тин, словно предвидя будущее, говорил об обще­ственной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.

Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: «Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу». Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие «добрый человек», мы разучились оценивать личность по ее способнос­ти чувствовать чужое страдание, сопереживать.

В повести звучит один из вечных русских вопро­сов: «Что делать?». Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокое­ния. Финал повести невозможно читать без волне­ния: «Идет по весенней земле маленький заблудив­шийся человек, отчаявшийся найти свой дом...

Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.

Молчит земля.

Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе мол­чишь ты?

И разве молчишь ты?».

Русский писатель Валентин Распутин с граж­данской прямотой поднял самые насущные пробле­мы времени, затронул самые болевые его точки. Само название «Пожар» приобретает характер ме­тафоры, несущей идею нравственного неблагопо­лучия. Распутин убедительно доказал, что нрав­ственная ущербность отдельного человека неизбеж­но приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повес­ти Валентина Распутина.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.