Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I , Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывал у Пушкина крестьянский бунт, поднятый Пугачевым в 1772/73-1775 годах. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но ху­дожественную форму обрело только одно - повесть «Капитанская дочка». Это произведение было написано в 1833-1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является про­блема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести - он же мемуарист-рассказчик -Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша - молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который «не был врагом бутылки» и «любил хлебнуть лишнего». Отец его - Анд­рей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, - рассматривал поня­тия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и граждан­ского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил прися­ге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он - столич­ный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно обра­зованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов фран­цузских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной пат­риотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Швабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он - эгоист. Когда все обороня­ют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что тот ли­шает его жизни («Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турец­кие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника»).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зре­ния офицеров гвардии, он «беглый казак», вождь антидворянского восста­ния, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положитель­ные черты. Ему не чужды понятия чести и долга. Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: «Долг платежом красен». Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродуш­ный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно лю­бит Гринева и все старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость - это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключает­ся его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, «енералов» Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу. «Енералы», по словам Пугачева, «при первой неудаче... свою шею выкупят моею головою». Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую кре­пость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выра­жает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императри­цы. На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрица­тельные качества русского народа, но главной проблемой повести являет­ся проблема чести и долга.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.