Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Отношение Пушкина к существующему в России политическому уст­ройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отноше­ния же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дво­рянскому сословию («Моя родословная») и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи на­шли отражение в повести «Капитанская дочка». Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможнос­ти его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.

Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о «великом государе Пет­ре Федоровиче». Пожалуй, более всего Пушкина интересовала не факти­ческая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, - Пугачева.

Пугачев воспринимается простым народом как спаситель, поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, дольше и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая роман­тизация или, в русском понимании, сказочность.

В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный эле­мент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.

За романтизацией формы стоит характерная для реалистического метода неоднозначность образа. Объективное изображение личности вождя крес­тьянского восстания было одной из основных задач Пушкина. Глазами главного героя, Петра Гринева, мы видим то жестокого, своевольного че­ловека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко рас­правляющегося со своими противниками, то политика, окружившего себя людьми, которые «при первой неудаче свою шею выкупят (его) головою». Затем он предстает как умный человек, помнящий добро и способный оценить проявленную к нему доброту. Ему не чужды такие понятия, как честь и верность присяге.

Пушкин использует многообразные художественные средства для со­здания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характерис­тика. Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки прида­ют ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность («Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать»), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни «ужасною комедией»). При описании поведения Пугачева просле­живается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал (вспомним, как выглядел «дворец» Пугачева).

Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода - черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблю­дательности. Автор характеризует их как «живые», «сверкающие», «яст­ребиные», «огненные».

Образ Пугачева связывает воедино все сюжетные линии, превращая семейные записки в историческую повесть. (Название «Капитанская доч­ка» кажется в этом смысле несколько странным.)

Наиболее сложные и неоднозначные отношения складываются у Пу­гачева с Гриневым. За оказанную услугу, человеческое отношение в мину­ту нужды Пугачев неоднократно благодарит Гринева. Так понятия долга и дворянской чести или казацкой удали приобретают совсем другое зна­чение — долга человека перед человеком.

Сравнение образа Пугачева, царя народного, крестьянского, и Екатери­ны II , императрицы дворянской, строится также на основе понятия чести. «Государыня императрица» и «великий государь Петр Федорович» совер­шают похожие, на первый взгляд, поступки — милуют Гринева. Но если императрица выполняет свой непосредственный долг, выручая дворянина из неприятностей, то Пугачев «в припадке великодушия» действует в соот­ветствии с кодексом чести, который был создан им самим, а не обществом. Эта антитеза подчеркивается художественными приемами, используемыми для создания образов «государей». Какова милость Екатерины, таков и ее портрет: «Лицо ее, полное и румяное, выражающее важность и спокой­ствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Воспитанный в традициях беззаветного служения престолу, Гринев, даже сам не видевший Екатерины, не мог представить ее иначе, чем как полу­божественное существо. В изображении же Пугачева повествователь сво­боден от стереотипов, поэтому его портрет получается живым, реальным: «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Отношение Пушкина к Пугачеву как к историческому деятелю сомне­ний не вызывает, оно заключается в словах, вложенных в уста Гринева: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Однако не вызывает сомнения у писателя незаурядность и сила личности народного вождя, его талант полководца и смелость.

В образе Пугачева автору удалось реалистически показать все досто­инства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры, способность совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость.

Образу Пугачева в произведении присуща некая романтизация, что объяс­няется вниманием автора к внутреннему миру героя, особенности которо­го раскрываются с помощью реалистического метода, характерного для произведения в целом.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.