Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обраща­ется к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». Новизна «Капитанской доч­ки» состоит в том, что «двигательницей событий» (термин Чернышевско­го) стала народная борьба. «Капитанская дочка» - это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды. Исторические персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — «семейных записок».

Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он - беглый донской казак «лет сорока», выдающий себя за покойного царя Петра III . Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и мно­госторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицатель­ными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хоро­ший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторо­нам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справед­ливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным («Все обходились между собой как товарищи»), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чув­ством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склон­ность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сто­ронами образа Пугачева.

Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: «Долг платежом красен». Пуга­чев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп». Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей - орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев - трагический образ. В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бун­та: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе «Приступ», сравнение героя с Отрепьевым.

Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II , законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: «Не приве­ди бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести.

Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., Пушкин изоб­ражает и такие его качества, которые были сформированы рабством, сми­ренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную ост­рых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием «барского дитяти», проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допус­кает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, гото­вого занять место Гринева под виселицей. Савельич же покорно принима­ет это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него только «зло­дей» и «разбойник».

Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, об­раз капитана Миронова. Это «честный и добрый», скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офи­церское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сраже­ниях с турками.

Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер. Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к прави­тельственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления. При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязыва­ется ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира. Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происхо­дит. Патриархальность быта Мироновых, следование народным традици­ям, речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, — все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа.

Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей. Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное. Хлопуша стремится обдумать все принимае­мые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народ­ному бунту: «Тебе бы все душить и резать».

Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьян­ское восстание, его предводителя и его участников — народ. С того време­ни народ стал главным героем русской литературы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.