Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

Я больше нет городового

Гуляй, ребята, без вина!

А. Блок

 

Александр Александрович Блок жид и творил на рубеже двух эпох — периода подготовки и осуществления революции.

Он был последним великим поэтом завершающегося XIX ве­ка, и его именем открывалась новая страница мятежной рос­сийской истории.

Писать зрелые стихи Блок начинает к периоду первой рус­ской революции и последовавшей за ней реакцией, а поэма «Двенадцать» была создана в 1918 году. За это время художе­ственная манера да и сама поэзия Блока претерпели большие изменения.

Начинал свой творческий путь Александр Александрович как поэт-мистик. Главной темой его дореволюционных стихов была возвышенная «неземная любовь к «Прекрасной Даме» — символу вечной женственности и красоты, а потом его захва­тила «музыка революции». Сам поэт признавался, что его жизненный и творческий путь был «среди революций». «Не может сердце жить покоем!»—восклицал он.

Наступала переломная эпоха. Рушился старый, привыч­ный и ненавистный мир, и Блок мастерски сумел отразить это в поэме «Двенадцать». Самое начало произведения настраива­ет читателей на борьбу, резким контрастом встают два ми­ра — старый и нарождающийся:

 

Черный ветер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер

На всем Божьем свете!

 

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действу­ют в унисон, разрушая все отжившее, косное, олицетворяю­щее старый уклад:

 

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди.

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди

В оба!

Как атрибуты отжившего, никчемного мира отвергнуты «вития и «долгополый поп», барыня и буржуй. Отряхивая с себя эти «осколки» погибшего общества, «идут двенадцать че­ловек». Кто они — строители будущего или жестокие разру­шители? Блок правдиво показывает этих бойцов.

 

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни, "

Кругом огни, огни, огни...

В зубах цыгарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз.

 

В поэме двенадцать глав, каждая из которых имеет свой ритм, даже мелодию — от разгульно-кабацкой песни в начале поэмы до чеканного, четкого ритма в конце.

 

Снег кружит, лихач кричит,

Ванька с Катькою летит

Електрический фонарик

На оглобелъках... Ах, ах, пади!..

И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль—

 

Поэт осознает, что старый мир канул в вечность, возврата к нему нет. Сама стихия с ее пронзительным ветром на сторо­не разрушителей.

 

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

 

Блок показывает революционную стихию как бессознатель­ную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный ста­рый мир, но и простые человеческие отношения. В этой круго­верти гибнет Катька, но даже оплакать ее Петьке не дают:

 

•  Не такое нынче время.

•  Чтобы няньчиться с тобой!

•   

Критика обвиняла Блока в том, что он увидел в револю­ции только разрушительные начала и никакого созидания. Да, это самая таинственная его поэма. Почему впереди двенад­цати идет Иисус Христос? Неужели поэт принял всю кровь революции?

Мне кажется, что это крестный путь Христа, его очеред­ной раз распинают. Как же иначе понять это четверостишье:

 

Кто там машет красным флагом?

Все равно тебя добуду. Лучше сдайся мне живьем!

— Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем!

 

Поэт отразил все увиденное, но отнюдь не принял эту вак­ханалию насилия.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.