Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поверьте мне, я чист душою...

Н. Рубцов

 

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравст­венных символов. Можно пережить распад экономики, мож­но смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми до­рогими людьми и с Родиной, но с разложением нравствен­ности никогда не смирится ни один народ на земле. В чело­веческом обществе всегда относились с презрением к бесчест­ным людям.

Потеря чести — это падение моральных устоев, за кото­рым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты зем­ли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведе­ниях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хоро­шо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравствен­ности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и го­ворить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напил­ся и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув кар­точный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уго­ворить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в об­щении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недо­вольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, не­жели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Грине­ва к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противополож­ность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погну­шался воспользоваться для нанесения удара бесчестной си­туацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет пока­зать, что внешняя культура мало влияет на становление ха­рактера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседни­ком. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, ре­шающее значение имеет то, в какой семье воспитывался че­ловек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев про­явил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной сте­пени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обре­ли друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет пи­таться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пуга­чев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятеж­ным атаманом станет для Гринева роковой. Его действитель­но арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где боль­шинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутство­вал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.