Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны по роману «Евгений Онегин»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт всех времен и народов. Его гениальные произведения волновали читателей многих поколений. Но его стихи по-прежнему мо­лоды, интересны и актуальны. Крупнейшим и интереснейшим произведением Александра Сергеевича является роман «Евге­ний Онегин». Белинский называл его «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман многосторонен, дает представ­ление о жизни России первой четверти XIX века. Но меня больше интересуют образы героев этой эпохи. Устарели ли на­ши идеалы по сравнению с пушкинскими временами? Я ду­маю, нет. Попробую сопоставить двух героев: Татьяну и Оне­гина. Да, это трудно — сравнивать мужчину и женщину, но и интересно.

Татьяна — вдумчивая, романтическая натура, выросшая на русском раздолье.

 

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

 

Онегин же в суете светской жизни не чувствует ее прелести,

 

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

 

Евгений рано устает от бессмысленной жизни, пытается наполнить ее чтением, трудом:

 

Томясь душевной пустотой,

Уселся он с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку.

Читал, читал, а все без толку...

 

Образ жизни героев продиктован тем, что Татьяна живет в деревне, а Евгений — в столице. Ее воспитывают няня, приро­да России, семейный уклад. Герой же был отдан с раннего детства на руки «М adame и Моnsier». «Русская душою», геро­иня воспринимает жизнь в деревне спокойно. Она живет в гар­монии с природой, поэтому не испытывает скуки, тоски. Тать­яна — цельная & богатая натура, а не пустой сосуд, который требует заполнения. Героиня любит читать романы, которые ей заполняют однообразие жизни, будят воображение:

 

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

 

Но и русская старина близка героине. Татьяна с удоволь­ствием слушает нянины сказки, верит гаданиям, приметам:

 

...Страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

 

Волей судьбы оказавшись в деревне, Евгений поступает благоразумно и рационально:

 

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

 

Но и только. Природа его волнует ровно «два дня», скука одолевает так же неотвратимо, как и в столице. Евгений не знает русской природы, не умеет ее любить и ценить, пони­мать ее, так как его воспитывали в городе да еще и иностран­цы. Встретив Татьяну, он сразу понял и оценил ее, но «при­вычке милой не дал ходу, свою постылую свободу я потерять не захотел» — так потом он объяснит Татьяне причину своей холодности.

Испытание любовью герой не прошел. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, «игре», а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Ев­гения. Он пытается обучить героиню скрывать подлинные чув­ства, уметь лицемерить, то есть тому, что умел сам.

 

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

 

А вот любить, быть искренним, открытым он не может. Из-за этого теряет единственный шанс, данный Богом или судьбой, быть счастливым. Герой признается:

 

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

 

Онегин — противоречивая натура. Он не уважает помест­ное дворянство, среди которого живет, а с другой стороны — боится быть оклеветанным этими людьми. Из-за этой слабо­сти Онегин убивает на дуэли приятеля и едет путешествовать. Зачем? Чтобы успокоить душу, совесть? А может быть, чтобы погибнуть от шальной пули:

 

Онегин взором сожаленья

Глядит на дымные струи

И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик...

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!

 

Последняя фраза приводит в ужас. Как же печальна и безысходна должна быть жизнь, если молодой человек мечта­ет о смерти!

Татьяна же по-прежнему ровна, спокойна, величава. Но как ей дается это спокойствие?! Она хорошая «ученица», пре­красно усвоившая урок, данный ей в деревне. Героиня лучше понимает Онегина, чем он сам себя.

Роман обрывается на полуфразе. Но автор сказал все, что хотел. Он создал образ героя двадцатых годов XIX века. Нари­совал прекрасный портрет русской женщины, уходящий кор­нями в деревенскую литературу. И фраза Татьяны:

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна,

 

достойный конец, венчающий этот бессмертный, вечно юный роман.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.