Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роман в стихах «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. С. Пушкин работал над своим самым значитель­ным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое «письмо Онегина» было написано еще спустя год. В этот период в социально-политической жизни страны произошли огромные перемены. Подъем общественного самосознания, начавшийся после победы в Отечествен­ной войне 1812 года сменился периодом жестокой реак­ции после событий 14 декабря 1825 года. Друзья поэта, его сверстники и единомышленники перестали сущест­вовать как общественная сила. События в романе про­исходят до выступления декабристов, но трагические события 1825 года наложили печать жесткой требова­тельности на мысли и поступки героев.

«Евгений Онегин» — первое произведение в исто­рии русской литературы, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. В ог­ромном зеркале романа читатели узнали жгучую со­временность, себя и своих знакомых, деревню, город

и столицу, помещиков и крепостных. Они услышали живую разговорную, искреннюю речь лучшего из сво­их современников. За широкий охват жизненных тем, за глубину и точную передачу исторических деталей В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» эн­циклопедией русской жизни и в высшей степени на­родным произведением.

С присущей ему точностью Пушкин освещает эко­номическую и культурную жизнь России первой чет­верти XIX века. Мы мимоходом узнаем структуру торговых отношений России: за лес и сало из-за гра­ницы ввозились всевозможные декоративные украше­ния, безделушки: «гребенки, пилочки стальные, пря­мые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов». С восхищением описывает автор театр, балет своего времени: драматург Озеров «дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил», самым известным постановщиком балетов был Дидло, известная балерина Истомина была «бли­стательна, полувоздушна, смычку волшебному по­слушна».

На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все со­циальные группы русской нации — от крепостного крестьянства до столичной аристократии. Автор противопоставляет праздной жизни представителя «золотой дворянской молодежи» Онегина деловую, размеренную жизнь трудового Петербурга. Образ жизни аристократии противоестественный: в нем смешались день и ночь, нет места здоровому, целеу­стремленному труду:

 

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обретя,

Спокойно спит, в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

 

Бессмысленность этого праздного существования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу, приносит лишьдушевную опустошенность, скуку и выглядит еще бо­лее укоряюще на фоне содержательной жизни делово­го Петербурга:

 

...А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

 

Главный герой, умный, критически мыслящий че­ловек, разочарован в окружающей среде, в эгоистич­ных людях, вполне удовлетворенных своим высоким положением в обществе:

 

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Непроходимые глупцы...

 

Правда, автор дает и другую оценку высшему об­ществу, лучшие представители которого составляют элиту нации, берут на себя ответственность за судьбу страны, посвящают свои знания и опыт служению оте­честву.

Дворянская Москва, гордящаяся своими устоями, традициями, изображена Пушкиным достаточно сати­рически. Поэт гордится городом как символом истори­ческой памяти народа, символом национального един­ства, но духовная ограниченность московского дворян­ства отталкивает его:

 

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

 

Еще более сатирически выглядит в романе про­винциальное дворянство. Поэту нравится простота от­ношений и хлебосольство деревенских помещиков, но именно неприятие бездуховности и ограниченности этого социального слоя и роднит главных героев.

 

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом,

Ни общежития искусством.

 

Неспособность критически оценить свое существо­вание отталкивает главных героев и автора от этого об­щества. Поэт даже изобразил деревенских помещиков в сне Татьяны в образах получудовищ, полулюдей,

В своем романе Пушкин изобразил также и жизнь крестьян, их жизнь, мировосприятие, моральные устои. Няня Татьяны Лариной с крестьянской непосредствен­ностью рассказывает историю своего печального заму­жества. В словах няни, где она говорит про свой удел: «Так, видно, Бог велел», — смиренность покорность и терпеливость простого русского народа.

В романе нашли отражение все слои русского обще­ства. Все стороны русской действительности, все про­блемы современной жизни отразил А. С. Пушкин в сво­ем великолепном произведении.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.