Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «Женские лики» в творчестве А. А. Блока


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Женские лики» во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества.

Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Через всю жизнь он пронес чувство безграничной любви к Л. Д. Менделеевой. Это она вдохно­вила его на те стихотворения, которые позже вошли в сбор­ник «Стихи о Прекрасной Даме». Это был первый поэтичес­кий сборник Блока.

Несмотря на то что она имела вполне земной прототип, Прекрасная Дама обожествлялась Блоком, приравнивалась к святой. Она кажется эфемерным существом, созданным из какой-то высшей субстанции, не из плоти. Это идеал, символ Вечной Женственности. Поэт отрешился от реальности, ушел в мир, созданный им самим.

Однако со временем поиски идеала завели Блока в тупик. Он отходит от прежней погруженности в свой мир, где пра­вит Прекрасная Дама. Не последнюю роль в этом играло рас­ставание с Л. Д. Менделеевой. Он продолжал посвящать ей стихи, но образ Прекрасной Дамы тускнел, на смену ему при­ходили другие «женские лики». Они всё еще были покрыты налетом юношеской мечтательности.

Таков образ Незнакомки из одноименного стихотворе­ния. Ее облик полуреален, растушеван, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мел­ким деталям:

 

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу.

 

По-прежнему Блок пишет о женщине-мечте, недоступной, далекой. Она то ли существует наяву, то ли снится герою во сне. В ней угадываются черты прежней Прекрасной Дамы, но это уже не она.

Позже в системе блоковских символов появляются та­кие, которые невозможно было представить, читая его ран­нюю лирику. Например, «невеста-весна» Сольвейг. Этот об­раз возникает в нескольких стихотворениях разных периодов: сначала как символ чего-то хмельного, весеннего, солнечно­го, потом — как спасение от отчаяния. Иногда же Сольвейг у Блока становится неотличимой от символов мрака и темно­ты. Этот многоликий образ девушки-весны, раз появившись, больше не покидал Блока.

Еще один интересный женский образ встречается в сти­хотворении «На железной дороге». Это уже не Прекрасная Дама, не Незнакомка, не Сольвейг. Это деревенская девуш­ка. Ее облик не очень четок (Блок не изменяет себе), мы знаем лишь, что она молода и красива. Читатель не имеет представления, кто эта девушка, откуда она, как складыва­лась ее жизнь. Мы знаем только одно — она ходит встре­чать проезжающие поезда. Она мечтает о той жизни, что мчится мимо нее за стеклами вагонов. А ведь в поезде — люди разных судеб, счастливые и несчастные, богатые и бедные, у них тоже есть мечты, возможно, они тоже стре­мятся к чему-то недостижимому. Но девушка не думает об этом. Она одинока, она ждет чуда, которого не происходит, да и не может произойти: «Так мчалась юность бесполез­ная». И эта юность оборвалась под колесами поезда. Бес­смысленная жизнь, ненужная красота, неосуществленные мечты... Сюжет для Блока новый, а звучание строк все то же, что и раньше.

По мере того как мировоззрение Блока менялось, любовь для него из святого чувства превращалась в «горькую страсть». Женские лики приобретали новые черты:

 

Только губы с запекшейся кровью

На иконе твоей золотой

(Разве это мы звали любовью?)

Преломились безумной чертой...

 

Здесь, как и прежде, образ трагичен. Речь идет о падшей женщине, но она не вызывает ни отвращения, ни презрения. Горечь, не свойственная юному Блоку, сквозит в строчках, но романтическое восприятие действительности остается.

Говоря о «женских ликах», нельзя не упомянуть о России. Только как к женщине и относится к ней поэт. Она — живое существо. Он говорит о ней как о человеке:

 

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

 

Блок обращается к ней как к своей неотделимой «полови­не»: «О, Русь моя! Жена моя!» И любит он ее как женщину:

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви.

 

Любовь к Родине вдохновляла поэта всю жизнь. Пожалуй, стихов, посвященных ей или навеянных ею, больше, чем лири­ки, связанной с образами обычных женщин. Хотя слово «обыч­ных» здесь, может быть, не совсем уместно, ведь женщины у Блока всегда необыкновенны, как бы оторваны от земли.

Есть черта, которая всегда позволяет отличить блоковских женщин, — это нереальность, туманность. Все женские образы у Блока связывает одно — отношение автора. Он все­гда пишет о женщинах трепетно, с оттенком преклонения. Есть, конечно, и исключения (Катька из поэмы «Двена­дцать»). Однако эти исключения крайне редки.

В сущности, поэт всегда оставался верен своей Прекрас­ной Даме, ее черты, пусть измененные до неузнаваемости, сквозят во всех «женских ликах» у Блока. Женщина всегда

любил одну женщину, которая и была вдохновительницей его лучших стихотворений.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.