Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Энциклопедией русской жизни и в высшей степени на­родным произведением» назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях «Сочинения Пушкина» огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы.

«Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.

Этот роман критик называет «историческим», связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосо­знания русского общества накануне восстания декабристов.

Пушкин начал писать «Евгения Онегина» в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. В 1833 году роман был опубликован и содержал восемь глав.

В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин размышляет о смыс­ле жизни в определенных исторических условиях. Лучшие представители дворянской интеллигенции становились де­кабристами, но поэта волнует судьба молодого дворянского интеллигента, просвещенного, критически относящегося к действительности (Онегин, Ленский), неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но не активно­го в своих устремлениях, хотя Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху 20-х годов XIX века.

В романе нет ни одного исторического лица, но Белин­ский назвал «Онегина» исторической поэмой, так как в ней видим «поэтически воспроизведенную картину русского об­щества в один из интереснейших моментов его развития» (период декабристского движения).

Главный герой романа «Евгений Онегин», представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Евгений — человек света, но человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хо­чется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется», — пишет Белинский. Недовольство собой и окружающей жиз­нью свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворен­ность — свидетельство того, насколько Онегин выше свет­ского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоя­тельств. Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — писал он в своих статьях.

А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, «в ми­нуту злую для него». Оставляя вопрос о судьбе своего героя открытым, поэт как бы указывает на разнообразие его судь­бы в сложной и противоречивой действительности. В то же время нравственные страдания героя — знак великого обще­ственного пробуждения. Вот почему появление «Онегина», по словам Белинского, есть акт сознания русского общества, вот почему роман имеет историческое значение. Причем дра­матическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленско­го. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татья­на, она близка родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти общество, сделать его жизнь содержа­тельной, труд — полезным.

Страстно влюбленная простая деревенская девушка, потом — светская дама, Татьяна остается неизменной, сохра­няет себя в любых жизненных ситуациях, она — «существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная».

Однако содержание романа не исчерпывается этими про­блемами. Иначе бы Белинский на назвал его «энциклопедией русской жизни». Форма «свободного» романа позволила Пуш­кину охватить различные стороны жизни русского общества 20-х годов XIX века: петербургское аристократическое обще­ство и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского об­щества, показать его ничтожество, косность, отсталость:

 

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный пошлый вздор,

<...>

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!

 

А. С. Пушкин изображает простонародную старину, про­винциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ог­раниченность его интересов:

 

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом.

 

Однако автор видит и крепостническую основу этого об­щества. Он говорит о Лариной:

 

Вела расходы, брила лбы...

Служанок била, осердясь.

 

Поэт резко осуждает провинциальное дворянство за само­довольство, эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, не­прерывную праздность. В романе Пушкиным подняты вопро­сы воспитания, образования, экономики.

 

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возят к нам.

 

На страницах романа поэт размышляет о любви и друж­бе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литера­туре, театре, который Пушкин назвал «волшебным краем». Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга:

 

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

 

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас.

 

Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоя­тельное значение реалистического бытового фона, на кото­ром протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весен­ние картины очень выразительны:

 

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

 

Однако пейзаж и помогает раскрыть характер героя. Кар­тина утренней зари и описание поздней зимы представляют одну из черт характера Тани — любовь к природе:

 

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

 

Прекрасные картины сельской природы оказываются не­обходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина:

 

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок...

 

Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые...

Стада бродили по лугам.

 

Своеобразие в построение романа вносят лирические от­ступления, в которых поэт высказывает свое личное отноше­ние к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онеги­на сопровождается замечаниями о неполноценности дворян­ского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает свою духовную близость к главным героям («Онегин — добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал») и размышляет о люби­мом роде занятий, литературе, о желании писать в прозе. Иронически высказывается о литературных течениях: клас­сицизме, сентиментализме. Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любя­щего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому ска­зать: «Онегин» — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».

Для романа автор создает новый вид строфы, которая по­лучила название «онегинской». Она состоит из четырнадцати строчек: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоя­сывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмов­кой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:

 

Привычка свыше нам дана,

Замена счастию она.

 

«Онегинская» строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пуш­кинским размером: четырехстопным ямбом. Язык романа от­личается живостью, простотой, выразительностью. Широкое «энциклопедическое» изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру рус­ского общества».

Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое со­держание; он считал, что народным является такое произве­дение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы, и разрешены они в духе наиболее прогрес­сивных идей эпохи. Итак, народность произведения заклю­чается в его тематике, идее, в создании национальных рус­ских образов, в изображении русской природы, в использова­нии разговорного народного русского языка. Подчеркивая исторический характер «Онегина», чувствуя в нем декаб­ристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: «Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фа­зисов его образования, его развития».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.