Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Онегин и Татьяна


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Его можно назвать эгоистом поневоле.

В. Г. Белинский

 

Татьяна "верный идеал".

А. С. Пушкин

 

Каждый писатель в своих произведениях задает извеч­ный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосвет­ского общества. Может быть, в благополучной суете столич­ного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изобра­жении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.

Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: "Мне нравились его черты". А героиню называет своим "верным идеалом". Значит, в Оне­гине не все одобряется, а в Татьяне — все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный прежде вопрос.

У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближа­ют. В обществе, где "воспитаньем немудрено блеснуть", наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершен­стве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, "читал Адама Смита", хорошо разби­рался в театральном искусстве.

Татьяне с детства книги "заменяли все". За чтением ро­манов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью чи­тает книги в библиотеке своего избранника.

И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей "какой-то пошлый мадригал", с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую нату­ру, как Онегин.

Объединяет героев независимость их суждений и поступ­ков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все под­вергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседя­ми-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная "своенравной головой", Татья­на резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и прав­дивость во взаимоотношениях.

На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает "призна­ньем также без искусства".

Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одино­кими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?

Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе "казался чужим". Татьяна даже в родной семье "казалась девочкой чужой". Но, обладая некоторыми сходными качествами, герои раз­личны между собой.

Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость

Татьяны.

Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объяс­няет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.

С юных лет "наука страсти нежной" заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, ча­сто меняя привязанности. В минуту откровения он признает­ся Татьяне, что "семейная картина" его не пленяет, что он не способен никого долго любить.

Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосвет­ской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих

страданиях.

Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и непо­вторимо.

Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вы­зывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает моло­дого поэта на дуэли.

В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состра­данию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Оне­гина, хотя продолжает его по-прежнему любить.

Однако основным различием между героями являет­ся полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к "низкой" природе и народу. Разве мог воспитан­ный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть "низкой" природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он остается равнодушным. Только на короткое время его могла пленить непритязательная деревен­ская природа. А затем он увидел, "что и в деревне скука та же".

Совсем иная Татьяна. Выросшая среди привольных по­лей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к "бедным поселянам". Еще с детства "она любила на бал­коне предупреждать зари восход", наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.

Татьяна сочувствовала народу ("бедным помогала"), но особую нежность в ее душе вызывает няня, которую она на­зывает "милая". Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным мес­там, привычному образу жизни.

Различное отношение к народу, к родной природе являет­ся тем решающим фактором, который помогает дать оконча­тельную оценку героям.

Онегин — тип "лишнего человека". Татьяна — положи­тельная героиня.

В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интел­лигенции 20-х гг. XIX в., которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с. народом таких людей ничто не связывало. Они превраща­лись в "эгоистов поневоле", в бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.

Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.

Жизнь Татьяны имела определенное положительное со­держание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в обще­ственной жизни она никакой роли не играла.

А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда чело­век нужен народу, служит ему, борется за его счастье.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.