Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах «Евгений Онегин». Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.
Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна» и объясняет это так: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами». А поясняет это в романе следующими строчками:
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно:
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей!
Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: «Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» к Лариным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспитывалась Татьяна. Она «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы»,
„.страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей...
Татьяна — простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди других людей («она любила на балконе предупреждать зари восход»), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась модой:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
Единственным развлечением, приносившим удовольствие этой девушке, было чтение книг:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романтика книжных рассказов служит причиной создания идеала ее избранника.
Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой героине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в поведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нравились ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.
Она от природы одарена «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Татьяна тонко чувствует красоту природы:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму...
В. Г. Белинский говорил: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви». И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи,
Она сказала: это он!
И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех «девушек», для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим несчастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где «Онегина душа себя невольно выражала», когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает любить этого человека.
В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к счастью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, жена всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?
И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства:
Ома была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей».
Все тихо, просто было в ней…
Очень важна эта строка — «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Он по праву гордился своей женой.
Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Как Онегину немила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «постылой жизни».
Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны — это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который «в сраженьях изувечен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.
Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:
Я вас люблю, (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...» В последней строфе романа читаем строки: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял». А. С. Пушкин восхищается своей героиней.
С кого же написан «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы.
|