Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах «Евге­ний Онегин». Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминаю­щиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, при­несшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и пи­сатели пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность.

Первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский счи­тал создание образа Татьяны Лариной, истиной рус­ской женщины, подвигом поэта. Автор наделяет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна» и объясняет это так: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами». А поясняет это в романе следующи­ми строчками:

 

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно:

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

 

Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее роди­телей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: «Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко «и по­тужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» к Ла­риным приезжали соседи. В такой атмосфере и воспи­тывалась Татьяна. Она «верила преданьям простона­родной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы»,

 

„.страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей...

 

Татьяна — простая провинциальная девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выде­ляют ее среди других людей («она любила на балконе предупреждать зари восход»), в обществе которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.

 

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

 

Она не ласкалась к родителям, мало играла с деть­ми, не занималась рукоделием, не интересовалась мо­дой:

 

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.

 

Единственным развлечением, приносившим удо­вольствие этой девушке, было чтение книг:

 

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

 

Татьяна живет страницами прочитанных ею книг, представляет себя на месте их героинь. И эта романти­ка книжных рассказов служит причиной создания иде­ала ее избранника.

Что же, по мнению Пушкина, прекрасно в этой ге­роине? Это прежде всего высота ее нравственности, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие всякой фальши в по­ведении. Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нрави­лись ему в женщинах. Перед нами личность, образ не менее значительный, чем Онегин.

Она от природы одарена «воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Татьяна тонко чувствует кра­соту природы:

 

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

 

В. Г. Белинский говорил: «Весь внутренний мир Та­тьяны заключался в жажде любви». И он был прав в своем утверждении: Давно ее воображенье,

 

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь

И дождалась... Открылись очи,

Она сказала: это он!

 

И понятно, почему героиня Пушкина влюбляется в Онегина. Она из тех «девушек», для которых любовь может быть или великим счастьем, или большим не­счастьем. В Онегине девушка сердцем, а не умом, сра­зу же почувствовала родственную душу. В сердечном порыве она решается написать своему возлюбленному письмо-откровение, признание в любви:

 

Я к вам пишу чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

 

Но Онегин не смог оценить всю глубину чувств страстной натуры Татьяны. Это приводит девушку в душевное смятение. И даже после посещения ею де­ревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где «Онегина душа себя невольно выражала», когда она поняла, кого судьба ей послала, она продолжает лю­бить этого человека.

В первых главах перед читателем возникает образ наивной девушки, искренней в своем стремлении к сча­стью. Но вот прошло два года. Татьяна — княгиня, же­на всеми уважаемого генерала. Изменилась ли она?

И да, и нет. Конечно, она «в роль свою вошла», но не потеряла главного — простоты, естественности, человеческого достоинства:

 

Ома была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей».

Все тихо, просто было в ней…

Очень важна эта строка — «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Он по праву гордился своей женой.

Татьяна равнодушна к светской жизни. Она ви­дит фальшь, царящую в высшем петербургском об­ществе. Как Онегину немила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «постылой жиз­ни».

Пожалуй, самое главное в характере и поведении Татьяны — это чувство долга, ответственность перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому че­ловеку, своему мужу, который «в сраженьях изуве­чен», гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью.

Татьяна остается верна своему долгу и при встрече с Онегиным она говорит:

 

Я вас люблю, (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей мно­го разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою...» В последней строфе романа чи­таем строки: «А та, с которой образован Татьяны ми­лый идеал... О много, много рок отъял». А. С. Пушкин восхищается своей героиней.

С кого же написан «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая за­муж за Волконского и разделившая его судьбу в Си­бири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов рус­ской литературы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.