Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Народ в романе в стихах «Евгений Онегин»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В. Г. Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Народность романа не только в выражении народ­ного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непо­средственно в образах представителей народа, в зари­совках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни русского общества, и народная стихия отражена в романе достаточно полно.

В первой главе автор изображает утро трудового Петербурга, противопоставляя его праздному, противо­естественному образу жизни столичного дворянства.

 

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит...

 

Работающее население Петербурга встает чуть свет, зарабатывая себе на жизнь, обеспечивая нор­мальную жизнедеятельность города и паразитическое существование столичной аристократии. Обилие глаго­лов подчеркивает бодрый трудовой ритм, здоровое ра­бочее настроение просыпающегося большого города, эпитет «неугомонный» усиливает впечатление настро­енности на работу, целеустремленности, созидательности.

Достаточно полно описан образ няни Татьяны. Это воплощение доброты, преданности, заботливости. Тро­гательно милая суетливость старушки, ее искренняя привязанность к своей воспитаннице, неуемное жела­ние угодить любимице. Поэтичностью, мечтательнос­тью, увлеченностью, таинственными народными преда­ниями, поверьями, песнями, страшными загадочными рассказами, чарующими песнями крепостных девушек Татьяна обязана няне. Мироощущение, верность нрав­ственным заветам старины, любовь к природе и гармо­ничная связь с ней внушены, безусловно, трогательно искренними, задушевными рассказами няни. Когда у Тани грусть и смятение в душе, она по привычке об­ращается к своей воспитательнице, чтобы обрести по­кой, умиротворение, состояние гармонии с окружаю­щим миром.

 

«Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,

Поговорим о старине».

«О чем же, Таня? Я, бывало,

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц...

 

Влюбленная Татьяна просит рассказать, как влюб­лялись в старину, как находили своего суженого, как искали свой путь к счастью. Нянин рассказ не внушил оптимизма девушке в реальности воплощения ее меч­таний, да, впрочем, Татьяна и не могла рассчитывать на другой ответ. Народная мораль, предписывающая смирение, покорность, абсолютное подчинение воли ро­дителей, верность суженому, хоть и не любимому, но данному раз и навсегда. Няня без тени сомнения убеждает любимицу в том, что чувства девушек ровно ничего не значили в судьбе: «И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь». Таня, полностью погло­щенная своей страстью, не хочет смириться с невоз­можностью воплощения своей мечты. Но толковая не­торопливая речь няни расхолаживает ее пыл, отрезв­ляет, возвращает на землю:

 

«Да как же ты венчалась, няня?» —

«Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет...

Я горько плакала со страха,

Мне с плачем косу расплели

Да с пеньем в церковь повели».

 

Уроки народной нравственности не прошли даром для Татьяны, усвоившей главный принцип девичьей добродетели: верность мужу, независимо от испытыва­емых чувств, безупречное исполнение долга до гробо­вой доски.

Поэтичностью, задушевностью, мечтательностью проникнута песня дворовых девушек, собирающих клубнику в барском саду. Несмотря на обязательность пения («...И хором по наказу пели... Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели...»), девушки поют искрен­не, звонкими голосами, выражая истовое стремление к счастью, красоте, воплощению мечтаний:

 

Как заманим молодца,

Как завидим издали,

Разбежимтесь, милые,

Закидаем вишеньем.

Вишеньем, малиною,

Красною смородиной.

 

Лукавое, веселое, озорное содержание песни резко контрастирует со смущением и смятением Татьяны, которая небрежно слушает, потому что пение несо­звучно ее душевному настроению.

Не очень детально, но выразительно нарисован пор­трет ключницы дома Анисьи. В ее монологе воплощено доброе, искреннее, уважительное отношение крепост­ной крестьянки к своему старому хозяину:

 

«...И старый барин здесь живал;

Со мной, бывало, в воскресенье,

Здесь под окном, надев очки,

Играть изволил в дурачки.

Дай Бог душе его спасенье,

А косточкам его покой

В могиле, в мать-земле сырой!»

 

Прекрасна, в стиле народных песен, речь Анисьи, трогательна ее признательность своему барину за вни­мательность, человечность. К Евгению же она доста­точно равнодушна и не выказывает никаких чувств привязанности, уважительности.

Стихию народности воплощает в первую очередь Татьяна. Сюжет, тематика произведения не позволили поэту создать более яркие, детально написанные обра­зы представителей народа, но и указанные достаточно запоминаются своеобразием языка, характера, харак­терным народным мировосприятием, традиционной мо­ралью.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.