Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Мое отношение к Евгению Онегину


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819 — 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими поли­тическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получив­шие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — ис­пытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странны­ми, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хоро­шо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Оне­гин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.

Социальное положение и воспитание определили основ­ные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "на­следник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспита­ние, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гуверне­рам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шало­сти. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским воп­росам как равный с равным.

В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посеще­ния театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

 

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

 

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в дерев­ню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журна­лов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облег­чил положение крестьян: "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только от безделья.

Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, ду­мающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страда­ния людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причи­нить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Оне­гина В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.

Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни жела­ния порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собствен­ного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно пони­мая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Оне­гин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавлен­ная тень ему являлась каждый день". И, измученный угрызе­ниями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и пере­живания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Ев­гения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви.

Как далек этот глубоко переживающий свою любовь чело­век от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения!

И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскре­сить душу его для нового страдания, "более сообразного с человеческим достоинством".

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по , мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает не­годование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у друго­го человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?

Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обнов­ление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости по­эзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, лю­бовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрас­ные в человеке, три страсти, делающие его существом поисти­не благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглу­шены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творче­ства, поэзии, неспособен он к возвышенной любви.

Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обще­стве, которое так несправедливо устроено.

Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он ото­рвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечени­ям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чув­ствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлоб­ленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смыс­ла", — писал об Онегине В. Г. Белинский.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.