Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Личность и общество в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в стихах, в кото­ром А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», так как в нем показана жизнь столичного и поместного дворянства, жизнь Москвы, выведены типичные образы русских людей того времени, показана роль общества в формировании личности.

В романе большое место отведено показу жизни провинциального дво­рянства, составлявшего значительный пласт русского общества пушкинс­кой поры. В произведении особо остро ставится проблема взаимодействия двух культур: петербургской, европеизированной, блестящей, но бездуш­ной, и патриархальной, хранящей «привычки милой старины», незатейли­вой. Эта проблема проявляется прежде всего во взаимоотношениях глав­ных героев - Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Первая глава романа посвящена подробному рассказу о жизни Онеги­на в Петербурге, его воспитанию, типичному для светских молодых людей того времени, в результате которого герой не получил достаточной пищи для ума («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») и серд­ца («бранил Гомера, Феокрита...»), а усвоил в совершенстве лишь приемы светского поведения («как рано мог он лицемерить...»). Пушкин детально описывает времяпрепровождение светского повесы, его интересы, быт. Не удивительно, что в результате всего этого героя охватил «сплин», или «вечная русская хандра» как естественная реакция сколько-нибудь мыс­лящего человека на пустоту жизни, которую он ведет.

В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором («я был озлоблен, он угрюм») и заставля­ет читателей испытывать к нему симпатию («мне нравились его чер­ты...»). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внима­ние к своей внешности («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей») и дамам на балах, но в то же время он всегда «рад заме­тить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но главное, в чем проявляется их разность, - это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна («и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь»), которая исчезает очень скоро:

 

Два дня ему казались новы

Уединенные поля...

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле,

Потом уж наводили сон... -

 

уступив место привычной хандре.

Представление о природе как об источнике вдохновения и всяких положительных эмоций в человеке сохранилось у «простого воспитанни­ка природы на всю жизнь»:

 

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины...

 

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

 

Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.

 

И, попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии. Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выража­лась с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказани­ям луны». Героиня была гораздо ближе к основам народной жизни, чем Онегин. Она общалась с крепостными крестьянами, с народом. Ее няня, крепостная крестьянка, оказалась ей духовно ближе, чем мать или сестра, именно ей она доверяет сердечную тайну. Татьяна гадает вместе с кресть­янскими девушками:

 

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

 

Однако Цушкин не идеализирует поместный уклад жизни. «Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор» ничуть не умнее «бессвяз­ного пошлого вздора» столичных гостиных. Неторопливый деревенский уклад дает ничуть не больше возможностей для совершенствования лич­ности, чем суета Петербурга.

Ярким примером неторопливого уклада деревенской жизни, ее при­вычек может служить Ольга, внешне олицетворяющая красоту девушек того времени: «глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные», ли­шенная глубокого духовного наполнения. Ольга не стремилась что-то познать, ей достаточно было с соседями «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Ольга не долго плакала после гибели Ленского, быстро утешилась и вышла замуж за проезжего улана. В будущем Ольга повторит судьбу своей матери.

Татьяне же «романы заменяли все», «она влюблялася в обманы и

Ричардсона, и Руссо». Героиня чужда окружающим ее людям: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой... дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела».

 

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Она одинока в своем обществе так же, как одинок Онегин в свете. С образом Татьяны Лариной связано множество фольклорных элементов. Ее сон по форме представляет типичную сказку с традиционными персо­нажами: косматым медведем, сборищем нечистой силы (полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница). Сон сближает героиню с русским народным эпосом, с «русским духом».

Заслуга Пушкина была в том, что в образе Татьяны Лариной он со­здал первый образец истинно русской героини.

Пушкин, постепенно утверждая в своем творчестве принципы реализ­ма, немало внимания уделял среде, в которой формировались характеры героев. Так, в романе «Евгений Онегин» воссоздана жизнь деревни, помес­тных дворян, жизнь света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив их жиз­ненные позиции и судьбы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.