Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



А. С. Пушкин - величайший поэт XIX , основоположник русского реа­лизма и литературного языка — семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах «Евгений Онегин». В этих «пестрых главах», «по­лусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных», отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петер­бурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типич­ная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и «привычки милой старины», отмечали вместе с крестьянами православные праздники:

 

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

 

Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Тать­яны и Ольги Лариных, их матери. «Простой... добрый барин», «смирен­ный грешник» Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее «не спрося, выдали замуж» за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре «открыла тайну, как супругом само­державно управлять», и тогда все «пошло на стать». Она превратилась в типичную уездную помещицу:

 

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь...

 

За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Та­кая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что «в старину княжна Алина, ее московс­кая кузина, твердила часто ей об них»). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:

 

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка.

 

Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она «из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, ко­торых требовало время». Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленско­го, боготворившего ее:

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

 

Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внут­реннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожерт­вования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:

 

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

 

Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:

 

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

 

Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было мно­жество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезже­го улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Оне­гин:

 

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

 

Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Лари­на - «милый идеал» Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармо­нию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.

 

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

 

Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним ми­ром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиноче­ство и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:

 

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

 

Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:

 

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

 

В провинциальной глуши, среди разговоров «о сенокосе, о вине, о псар­не и своей родне» единственным занятием Татьяны были сентименталь­ные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:

 

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

 

Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчи­няется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее мате­рью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Оне­гина, она остается верна своему супружескому долгу:

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 

Татьяна из провинциальной барышни превратилась в «равнодушную княгиню», которая научилась «властвовать собой», как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:

 

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас...

 

В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: «Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей». Ее жизнь гар­монична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.

И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в ро­мане, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с «преданиями простонародной старины». Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоми­нает героиня в светской жизни:

 

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей.

 

Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин «первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...», его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.