Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Духовная драма русского европейца Евгения Онегина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение трудное, емкое по своему содержанию. Работа над этим про­изведением шла на протяжении почти семи с половиной лет. За этот довольно продолжительный период время не стояло на месте, изменился и сам писатель, его взгляды. По этой причине Пушкин был вынужден пересмотреть и замысел своего романа; немудрено, что на страницах «Евгения Онеги­на» мы встречаемся с массой противоречий. Но они не слу­чайны, автор намеренно не стал их устранять:

 

...Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

 

Вероятно, именно эти противоречия и делают роман таким живым, динамичным, приближенным к реальной жизни.

Первоначально «Евгений Онегин» мыслился автором в виде сатирического противопоставления светского общества и светского героя высокому авторскому идеалу, что и находит свое воплощение в первой главе. Ведь вначале мы не можем даже предположить, что роман имеет глубочайший подтекст, а его главный герой не так уж прост. Духовная драма Онегина раскрывается гораздо позже, но ее истоки мы должны искать именно в первой главе, где автор знакомит нас с молодыми годами главного героя.

Итак, Онегин предстает перед нами в образе блистатель­ного молодого человека, модного, великолепно вписывающе­гося в светскую жизнь Петербурга. Автор дает весьма опре­деленное представление о его образовании, вкусах, привыч­ках. Воспитанный своим гувернером, «французом убогим», который «учит его всему шутя», Онегин получил достаточно поверхностное европейское образование. Он читал в основном только модные книги, чтобы «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Пушкин также подчеркивает рав­нодушие главного героя к истории, из которой он помнил лишь анекдоты, и к поэзии. В то же самое время Онегин читает Адама Смита, что еще раз указывает нам на европей­скую направленность его образования. Он интересуется кон­кретной пользой, а не поэзией, которая кажется ему бессмыс- ленной. Необходимо отметить, что такое мнение было весьма популярным среди молодежи того времени.

Несмотря на это, Пушкин очень часто подчеркивает ум Онегина, который хоть и имел весьма однобокую европейскую направленность, но все же был «резким и охлажденным». Вероятно, именно поэтому Онегину так скоро наскучил свет. Но была, на мой взгляд, и еще одна причина. Онегин — это человек, решивший построить свою реальную жизнь по зако­нам европейского романа. Он написал для себя сценарий, ко­торому он следует. Дело в том, что, начитавшись западных книг, главный герой почел за высшую честь служить идеалам полезности. А обладая незаурядными интеллектуальными способностями, волей, смог «создать» себе жизнь и следовать законам жанра.

Известно, что сам роман вырывается из ряда литератур­ных произведений в мир реальности. Да и сам персонаж не подчиняется законам литературы. «Евгения Онегина» скорее можно назвать жизнеописанием человека, который решил по­строить свою реальную жизнь по законам литературы, да еще западной. Но самым примечательным, на мой взгляд, явля­ется то, что герой типичен для своего времени, он повторяет жизненный путь многих молодых людей начала XIX века.

Подтверждение этой точке зрения мы можем найти в текс­те самого романа. Автор постоянно сравнивает Онегина с раз­личными литературными героями, пытаясь найти ключ к его поведению:

 

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж верно был не Грандисон.

Прямым Онегин Чальд-Гарольдом

Вдался в задумчивую лень...

 

Но литературный герой может жить лишь на страницах романа, а попадая в реальный мир, он, естественно, вступает в противоречие с ним, становится как бы лишним человеком. Этот конфликт и является причиной глубочайшей духовной драмы русского европейца.

Будучи сам романтиком до мозга костей, Онегин сходится с поэтом Ленским. Главный герой с иронией смотрит на молодого человека, умиляется его восторженным отношением к миру, высокими чувствами, жаждой жизни. Но, как ни па­радоксально, Ленский, естественно, вписывается в реальную жизнь. В его душе нет места этому трагическому несоответ­ствию идеала и действительности. С одной стороны, он пишет возвышенные стихи, посвященные своей богине, но с другой стороны, его отнюдь не коробит то, что Ольга реальная, живая девушка и по очень многим статьям не отвечает поэтическому идеалу.

Онегин искренне любил Ленского, тогда почему же он не отказался от дуэли с ним? Я не думаю, что Онегин не настоль­ко уж боялся мнения света. Скорее всего, отказ от дуэли не соответствовал бы поведению того героя, роль которого Оне­гин пытался играть. Какой же литературный герой откажется от дуэли? Но Онегин не учел той лишь разницы, что в насто­ящей жизни и пистолет, и кровь, и смерть будут настоящими. Именно эта дуэль и положила начало тому, что Онегин стал тяготиться своей искусственной, созданной по уму судьбой.

По той же причине отношения Онегина с Татьяной при­обретают такую драматическую окраску. Татьяна — натура вполне естественная, она живет чувствами, а не умом. Читая французские романы, главная героиня не превращается в ли­тературного персонажа. Я думаю, что для нее это превраще­ние невозможно еще и по той причине, что она живет в де­ревне, среди простых людей. Гораздо большее влияние на нее оказывает старая няня, нежели все французские писатели, вместе взятые. Европейская культура со своими идеалами полезности не проникла в ее душу настолько же глубоко, как это случилось с Онегиным. Но нельзя и полностью исключать это влияние. Несмотря ни на что, Татьяна влюблялась во всех героев прочитанных романов:

 

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

 

Именно поэтому, встретив Онегина, который настолько полностью вжился в образ литературного героя, что перестал замечать реальность, Татьяна влюбилась в него. Но очевидно также и то, что их союз был невозможен. Жизнь остается жизнью, а литература — литературой, грань между ними су­ществует, и разрушить ее нельзя.

Таким образом, можно сказать, что драма Онегина заклю­чается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру рациональными идеалами. Но человек не спосо­бен жить полной жизнью, не испытывая игры страстей, не ошибаясь, потому что ум не может заменить или подчинить себе душу. Для того чтобы человеческая личность развивалась гармонично, духовные идеалы должны стоять все же на пер­вом месте.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.