Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Наряду с персонажами из дворянского общества, в повести «Дубровский» А.С.Пушкин показал ряд ге­роев из притесняемого дворянами сословия — кресть­ян. Это не случайно. Тема обездоленности, угнетеннос­ти крестьян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и одержавших в ней победу, волновала поэта еще в начале его творчества (стихотворение «Дерев­ня»). То, что крестьяне после окончания войны не по­лучили никакого облегчения, а скорее наоборот — их жизнь стала еще несносней, — вызывало у автора не­доумение, возмущение и негодование.

Между тем из эпизодов с крестьянами мы отчетли­во улавливаем авторскую любовь к ним, восторженное отношение к их самобытности, их мудрости, преданно­сти, верности, духовному богатству.

Конечно, образы крестьян в повести не обрисованы так полно и всесторонне, как, например, образ Троеку­рова, однако и из тех немногих страниц, которые Пуш­кин посвятил крестьянам, нам кажется, что с этими людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что не рисуя портреты крестьян подробно, автор сумел подчеркнуть у каждого из них самое главное, отличительное.

Кроме того, портреты некоторых персонажей повес­ти легко дорисовывает наше воображение. Это можно сказать про няню Владимира Дубровского — Егоровну. Эта женщина кажется нам до боли знакомой потому, что она очень похожа на другую простую русскую женщину — Арину Родионовну, няню самого поэта. Читая письмо, которое написала Егоровна молодому Дубровскому в Петербург, отчетливо улавливаешь простодушие и доброту этой женщины. Никогда не учившаяся никаким наукам, однако владеющая в со­вершенстве русским разговорным языком, Егоровна видится нам хоть и наивной, но очень смышленой и да­леко неглупой женщиной. Своим женским и материн- ским чутьем она быстро уловила, как надо действовать в сложившейся ситуации. И оказалась права: еще не­сколько дней — и отец не увидел бы так любимого им сына, а сын не застал бы в живых отца. Поражает в этой простой женщине и преданность, с какой она служит своим хозяевам. Вверенного когда-то ей на вос­питание ребенка Егоровна воспринимает как своего, за­ботится о нем так, как и о своем. Когда с барином слу­чилась беда, верная семье Дубровских Егоровна уха­живала за своим хозяином не из какого, либо корыстного расчета, а по доброте своей и из благодар­ности: барин относился к ней с уважением и по-хоро­шему.

Но так относился Андрей Гаврилович, по-видимому, не только к няне своего сына, ко всем своим крестьянам он тоже относился по-человечески, видел в них людей, а не быдло, как это делал Троекуров. Только этим можно объяснить любовь и доброе отношение крестьян к своему барину. Обиду, которую нанес Троекуров Ан­дрею Гавриловичу, крестьяне Дубровского восприни­мают как свою личную. Смерть хозяина наполняет кистеневских крестьян болью и горечью: «Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком». Хоро­шо понимая, кто свел их барина в могилу, осознавая несправедливость, которую учинил Троекуров, видя, на чьей стороне чиновники, исполняющие волю деспота и себялюбца, крестьяне Кистеневки горят желанием мстить. Именно поэтому к господскому дому ночью, с топором в руках, пришел кузнец Архип. Рука у Ар­хипа не дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь, за которой находились ненавистные чиновники. Но за­то с какой жалостью наблюдает кузнец за кошкой, в смятении бегающей по крыше горящего дома, с каким гневом и осуждением говорит он детям: «Чему смеетеся, бесенята... Бога вы не боитесь: божия тварь погиба­ет, а вы сдуру радуетесь». И ни минуты более не раз­думывая, кузнец кинулся спасать бедное животное. Этим эпизодом автор хотел показать, что несправедли­вость и бесчеловечное отношение большинства пред­ставителей господствующего класса к простым крестьянам привели к тому, что в глазах крестьян эти угнета­тели казались не «божьими тварями», а, скорее, по­рождением дьявола.

Зная, каково живется крестьянам Троекурова, кистеневские крестьяне готовы скорее умереть, чем по­пасть под его ярмо. Поэтому и пошли они все в лес вместе с Владимиром Дубровским, уловив в молодом хозяине присущие ему благородство, смелость и спра­ведливость.

Но и тут Пушкин остается верен своим взглядам — улучшить жизнь крестьян правильнее всего не воору­женными восстаниями, а мирным путем — реформами. Эти его взгляды воплощены в заключительных словах молодого Дубровского: «Вы разбогатели под моим на­чальством, каждый из вас имеет вид, с которым безо­пасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероят­но, не захотите оставить ваше ремесло».

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.