Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне изменишь облик

Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе,

Сменив в конце привычные черты.

А. Блок

 

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспеваю­щего в своих стихах идеальную возлюбленную, вопло­щение совершенной женственности и красоты. Появле­ние этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение послед­него о Мировой Душе или Вечной Женственности, при­званной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом автобиографичны, на­сколько это слово может быть применимо к поэтичес­кому произведению. Блок воплотил в них интимно-ли­рические переживания своей юности. Любимая девуш­ка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан па­фосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед оли­цетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока ви­дится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

 

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам,

Себя Ты отдаешь.

 

Она недоступна герою, потому что он — только че­ловек, земной, грешный, смертный:

 

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженъе,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты...

Лирический герой цикла, двойник поэта —

Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.

 

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свер­шает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

 

Вхожу я в темные осрамы,

Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

 

Во всем герою чудится ее присутствие — в бездон­ной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

 

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя белая тень,

Запах белых цветов средь садов,

Шелест, легких шагов у прудов...

 

При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, «осязаемого», ведь все земное ей чуждо:

 

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо...

Вот плывут ее вьюжные трели,

Звезды светлые шлейфом влача...

 

«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», — говорит герой.

Для описания объекта своего поклонения автор ис­пользует эпитеты типа «лучезарный», «таинственный», «несказанный», «озаренный», «отрадный». Но в некото­рых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает бо­лее конкретные, земные черты, лишенные налета мис­тики:

 

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

 

Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт от­казывается от прописных букв.

В стихах, последовавших вслед за циклом о Пре­красной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой геро­ини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

 

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

 

Метафизическое падение Девы тревожит и печалит

героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную

на неосвященной земле, в «неосвещенных воротах», что

И этот взор не меньше светел,

Чем был в туманных высотах.

Спустившись с «небес», героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, «гений чис­той красоты», говоря словами А. С. Пушкина. В стихо­творении «Шлейф, забрызганный звездами» героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

 

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.

 

Так образ мистической «Вечной Женственности» сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда воз­никает другой конфликт:

 

Средь этой пошлости таинственной,

Скажи, что делать мне с тобой

Недостижимой и единственной,

Как вечер дымно-голубой?

 

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворе­нии «Незнакомка». Оно построено на противопоставле­нии двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, ску­ка, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность про­исходящего подчеркиваются неоднократным употреб­лением сочетания «и каждый вечер». И в то же вре­мя —

 

...в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

 

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюблен­ной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наслед­ник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет ме­ста идеалу. Последние строки выглядят саркастичес­ким выводом:

 

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

 

Но — как знать? Может быть, это — вино по­эзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная дале­ка, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содер­жанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни ус­покоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Веч­ной Женственности желанной подруги — падшего ан­гела — Незнакомки.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.