Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: «В мой жестокий век восславил я свободу»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Сергеевич Пушкин — классик русской литературы, осново­положник русского реализма и литературного языка — большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба были теми высокими идеалами, которым поклонялась моло­дежь начала XIX века.

Во время учебы в Лицее и в петербургский период жизни поэта глав­ным мотивом в поэзии Пушкина был мотив братства, единения со свои­ми друзьями-лицеистами, поэтому в своих стихах он воспевал эпикурейс­кие радости жизни:

 

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое! -

 

восклицает поэт в стихотворении «Пирующие студенты» (1814).

Многие стихотворения этого периода имели конкретных адресатов. Они были написаны, как правило, в жанре дружеского послания и адресо­вались самым близким по духу друзьям-лицеистам: «первому другу» И. И. Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В. Кюхельбекеру, «неиз­менному другу» П. Чаадаеву, поэту П. Вяземскому, Н. Языкову, Е. Бара­тынскому. Все стихотворения проникнуты духом оптимизма, полны весе­лья, радости духа и полноты жизни.

После окончания Лицея в 1817 году в стихотворениях появляется мотив разлуки с друзьями - «Товарищам» (1817):

 

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога...

 

Этот же мотив присутствует и в стихотворении «Разлука» (1817):

 

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

 

Делю с тобой последние мгновенья. Но, прощаясь со своими товарищами, поэт замечает:

 

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

 

Через многие годы, полные волнений и тревог, пронесет поэт самые теплые воспоминания о «лицейских ясных днях», о своих друзьях, с вер­ности идеалам юности.

После поражения выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, в котором принимали участие многие друзья поэта, за что и были сосланы в Сибирь, на каторгу, Пушкин пишет им в ссылку посла­ние «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором пытается приободрить товарищей, поднять их моральный дух:

 

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

 

В конце стихотворения поэт выражает уверенность в том, что:

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

Говоря в последней строке о «братьях», Пушкин имеет в виду, очевид­но, соратников по политической борьбе, единомышленников. Именно «то­варищ» - так поэт обращается к своему близкому другу Чаадаеву в по­слании «К Чаадаеву» (1818):

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Большое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, по­священные лицейской годовщине, дню основания Лицея - 19 октября.

Первым в этом ряду является «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), написанное в 1825 году. Стихотворение начинается карти­ной чудесной осени, присутствует мотив бодрости, свежести:

 

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

 

Но несмотря на якобы благополучную обстановку, «печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку». Пушкин в этом стихотворении вспоминает и царя, отмечая его главную заслугу - основа­ние Лицея в 1811 году:

 

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

 

Главное место в произведении занимают зарисовки друзей-лицеистов. Поэт вспоминает Корсакова («кудрявый наш певец»), Матюшкина - от­важного мореплавателя («чужих небес любовник беспокойный»), Пущи­на- его лучшего лицейского друга, который «поэта дом опальный (...) первый посетил», Горчакова, блистательного дипломата («Ты, Горчаков, счастливец с первых дней»), Дельвига («сын лени вдохновенный»), Кю­хельбекера («брат родной по музе, по судьбам»). В этом стихотворении нет ничего условного, абстрактного, это поэзия действительности. В этом стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал Пушкина, который заключался в утверждении дружбы как одного из бла­городнейших чувств человека. Это особенно заметно в строках:

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

 

Следует отметить, что это стихотворение наиболее оптимистическое среди других, посвященных лицейской годовщине, написанных в более

позднее время.

Так, стихотворение 1827 года, посвященное лицейской годовщине, при­обретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам:

 

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

 

Меняется тон стихотворений, посвященных лицейской годовщине. Они становятся мрачными, пессимистичными: в кругу лицеистов все больше потерь.

Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнено стихотворение, посвящен­ное двадцатой годовщине Лицея, - «Чем чаще празднует лицей...» (1831):

 

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину.

 

В нем Пушкин говорит о шести уже умерших друзьях:

 

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят...

И, мнится, очередь за мной...

 

Еще более мрачным настроением проникнуто последнее стихотворе­ние, посвященное лицейской годовщине, — «Была пора: наш праздник молодой» (1836):

 

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш...

 

В нем поэт в последний раз вспоминает годы Лицея, надежды и разоча­рования лицеистов, их мечты. Это стихотворение осталось незавершенным. Таким образом, тема дружбы занимает достойное место в творчестве Пушкина, ибо этот идеал оставался неизменным для поэта на протяже­нии всей его жизни.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.