Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Что привлекло меня в поэзии серебряного века?


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя

утренняя заря — те сны и туманы,

с которыми борется душа, чтобы получить

право на жизнь

Одиночество, мгла, тишина — закрытая книга

бытия... там все... пленяет недоступностью...

Александр Блок

 

Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник — «Стихи о Прекрасной Даме». В нем отразились мыс­ли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юно­ши. Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в глазах! «Трагичес­ким тенором эпохи» назвала Александра Блока Анна Ахматова.

В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.

Большое влияние на поэта и его творчество оказал Вла­димир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не по­кидала Блока.

В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия. Любовь поэта — постоянное ожидание.

В первом сборнике — преклонение и служение рока веч ной Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира. Между поэтом и Дамой про­исходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонят­ность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вью­га. Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь — места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, 266

Русская литература XX века

багровые тона. Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока — хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: «По городу бегал черный человечек...» У Блока обычная, повсед­невная жизнь переплетается с мистической, нереальной.

Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохрани­лись на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихо­творений о Прекрасной Даме — это попытка слияния ин­дивидуальной души поэта с мировой душой.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» имеет три разде­ла, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мыс­ли поэта: это разделы-главы — «Неподвижность», «Пере­крестки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, не­посредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева «Бедный друг! Истомил тебя путь...»:

 

Смерть и Время царят на земле,

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

 

и само понятие «неподвижность» Блок вкладывает глу­бокий философский смысл, и оно в его поэтическом ино­сказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг!жающие самое главное, «сокровенное и несказанное».

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая Ты.

 

«Неподвижность» — поэтический пролог ко всему твор­честву Блока. Именно здесь рассказана история жертвен­ной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В «Неподвижности» зарождается свя­тая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного (слияние Добра, Красоты, Истины), которому он был верен всю жизнь.

История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения пер­вой книги — изначальный и все время нарастающий дра­матизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде все­го в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника «Предчувствую Тебя...»:

 

... Но страшно мне: изменишь облик Ты.

 

Это пророческое стихотворение — камертон ко всей ли­рике. В нем «напророчен» не только будущий «ущерб» Пре­красной Дамы —

 

... дерзкое возбудишь подозренъе,

Сменив в конце привычные черты,

 

но и будущий неизбежный путь лирического героя:

 

О, как паду и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

 

Стихотворение завершается двустишьем, в котором вы­ражена трагическая противоречивость блоковского героя:

 

Как ясен горизонт!

И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

 

Стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна...» было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менде­леева согласилась стать женой Блока. «... Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года...» — писал Блок в дневнике.

 

И вот зажглись лучом вечерним своды.

Она дала мне Царственный Ответ.

 

Во втором разделе сборника, который Блок назвал «Пере­крестки», резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город. В «Неподвижности» обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром приро­ды. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.

В «Перекрестках» отразился резкий поворот в лирике Блока.

Раздел «Перекрестки» открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением «Обман», далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: крас­ный карлик, красный колпак, красное солнце: «По ули­цам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики...»

Следующие стихотворения в нарастающей степени раз­вивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кро­вавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении «Город в красные преде­лы...», посвящено лучшему другу Евгению Иванову, кото­рый также испытывал мучительную любовь-ненависть к го­роду Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а «серо-каменное тело» с «мерт­вым ликом», колокол с «окровавленным языком».

Стихотворения этого раздела «Все кричали у круглых столов...», «Свет в окошке шатался...», «Я вышел в ночь...» предвосхищают Блока — поэта «Страшного мира». Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества.

 

Восхищенью не веря,

С темнотою один

У задумчивой двери

Хохотал арлекин.

 

Блок объясняет, что двойничество, то есть расщеплен­ность души человека, перекрестков, перепутий, происхо­дит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. «Перекрестки», «Перепутья», «Рас­путья» — это еще и синонимы исторического рубежа — конца XIX и начала нового XX века.

В одном из последних писем Блок сказал пророческие для него слова, которые можно отнести в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни: «... искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод. Эта мысль стережет всегда». Название заключительного раздела цикла «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — со­держит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в письме.

Первое стихотворение, которым открывается заключи­тельный раздел книги, — «Экклесиастк Это откровенная история о неизбежности катастрофы. Эпиграф к стихотво­рению взят Блоком из Библии.

 

Все диким страхом смятено.

Столпились в кучу люди, звери.

И тщетно замыкают двери

Досель смотревшие в окно.

 

Стихотворение «Встала в сияньи...» — рассказ о траги­ческой смерти женщины.

 

Мамочке не больно, розовые детки,

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не помогла...

 

Казалось бы, здесь Прекрасная Дама исчезает, уступа­ет место героине суровых, драматических будней города. Но вот элегия «Когда я уйду на покой от времен...» не дает забыть этот волшебный образ. Более того, если рассмот­реть творчество А. Блока в целом, то это стихотворение воспринимается как предвестник элегии Блока «О доблес­тях, о подвигах, о славе...», которой открывается лиричес­кая книга «Ночные часы».

Сборник завершается стихотворением «Дали слепы, дни безгневны...» Это стихотворение по своей тональности на­поминает стихотворение из цикла «Молитвы», помещен­ное Блоком в конце первого раздела «Неподвижности» — «Сторожим у входа в терем...» Оно подхватывает последние строки «Молитвы»:

 

Молча свяжем вместе руки,

Отлетим в лазурь.

 

Теперь в этих строках звучит мотив вечного боя, бло-ковской неуспокоенности:

 

Что мгновения бессилья?

Время легкий дым...

Мы опять расплещем крылья,

Снова отлетим!

И опять, в бездумной смене

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.