Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Стихотворение А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...» (Восприятие, истолкование, оценка)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Элегия свидетельствует о том, до

какого состояния внутреннего

просветления возвысился дух

Пушкина...

В. Белинский

 

В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным ин­струментом: Михаил Лермонтов — рыдающий ро­яль, Александр Блок — трагически звучащая скрип­ка, Сергей Есенин — крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый ор­кестр. Конечно же, целому оркестру подобен Алек­сандр Сергеевич Пушкин.

Стихотворение «Безумных лет угасшее весе­лье...» — одно из первых произведений, созданных поэтом в дни болдинской осени 1830 года, оно опре­делило последующее творчество этого периода.

Пушкин как бы с высоты осматривает свою жизнь. Стихотворение — и подведение итогов, и заявка на будущее. В нем звучит мотив, в той или иной степе­ни уже затрагивавшийся в других стихах: раздумья о цели и смысле существования. Взгляд в «минув­шие дни» возвращает нас к концовке шестой главы «Евгения Онегина», где речь идет «о юности легкой», а светлая грусть роднит это стихотворение с произ­ведением «На холмах Грузии».

При публикации «Безумных лет угасшее весе­лье...» Пушкин дал ему заголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдал дань этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворе­ние стало в нем вершинным.

Оно представляет собой монолог, начальные слова которого констатируют внутреннее состоя­ние лирического героя: «мне тяжело». Однако по­степенно тема расширяется и превращается в сво­бодное обращение не только к друзьям («о други»), но и — шире — к современникам. Мне ка­жется, что в этом смысле «Элегию» можно срав­нить с более поздним стихотворением «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный...» (1836), где в центре будет находиться оценка уже не жизни, а исторического дела поэта.

Стихотворение начинается обращением к про­шлому:

 

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

 

И здесь же вполне естественное сравнение (ведь речь идет о похмелье!) «печали минувших дней» со старым и сильным вином. Мысль поэта движется от прошлого к настоящему:

 

Мой путь уныл...

 

Однако эту тоску сегодняшнего дня объясняет уже будущее:

 

...Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море.

 

Один образ, как бы всплывающий в сознании, рож­дает новый. Образ «волнуемого моря» уже не имеет ничего общего с «унылостью». Он является предчув­ствием будущей бурной жизни, где найдется место и раздумьям, и страданиям, и творчеству, и любви.

Все стихотворение пронизывает мысль о неиз­бежности и неотвратимости изменений жизни че­ловека. Поэтому «горести, заботы и треволненья» не вызывают у лирического героя ни мечтательных сожалений об ушедшей молодости, ни страха перед будущим. Пока человек жив, он не должен отсту­пать перед трудностями бытия:

 

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

 

Поэтому ощущение наступающего «горя», «за­ката печального» освящено идеей «наслаждения», которое даруют человеку сознание, поэтическая гар­мония, любовь и дружба:

 

...Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 

В отличие от других элегий (например, «Погас­ло дневное светило»), в стихотворении «Безумных лет угасшее веселье...» нет указаний на какую-то биографическую ситуацию. Сложный этап жизни оставлен автором «за порогом» стихотворения. Не в анализе какого-либо отдельного момента, а в осоз­нании судьбы человека заключен смысл этого вели­кого стихотворения.

«Элегия» написана пятистопным ямбом — раз­мером, который, в отличие от четырехстопного ямба, обладает большей плавностью, каким-то замедлен­ным течением. Такая форма отвечает требованиям философской, лирики.

Меня стихотворение поразило удивительной гар­монией: все чувства лирического героя уравнове­шены, в его душе нет разлада.

«Элегия», написанная в 1830 году, появилась в печати через четыре года. Как же я удивилась, про­читав стихотворение другого великого русского по­эта, датированное 1832 годом, т. е. временем, когда пушкинское произведение еще не было издано:

 

Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло...

 

Эти строки написал восемнадцатилетний М. Ю. Лер­монтов. Конечно, здесь иной поворот темы, иной размер. Однако эти стихи, на мой взгляд, род­ственны.

Подобно А. С. Пушкину, на смерть которого Лер­монтов через пять лет напишет свое великое сти­хотворение, молодой поэт так же не сгибается под тяжестью жизни, так же не страшится будущего, как и его великий предшественник:

 

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

 

В строчках проанализированной элегии, на мой взгляд, отражена одна из главных поэтических тра­диций А. С. Пушкина, которую творчески развили не только Лермонтов, но и вся классическая рус­ская поэзия.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.