Идея высшего предназначения России в истории человеческой цивилизации была популярна еще в XIX веке. Многие крупные мыслители выдвигали теории, согласно которым Россия — страна, отмеченная печатью избранничества. Наиболее близки мне взгляды таких выдающихся деятелей русской общественной мысли, как Ф. Тютчев и А. Блок.
Ф. И. Тютчев декларировал в своем творчестве идею избранничества Российского государства и противопоставлял Русь странам Западной Европы. Политическое мировоззрение автора наиболее полно выражено в статьях «Россия и революция» и «Римский вопрос и папство». По мнению поэта, Россия прежде всего государство христианское. Проникнутая духом смирения и самоотречения, составляющим сущность христианства, Россия противопоставлялась в представлении Тютчева враждебной силе — революции, характеризующейся преобладанием человеческого «я» над божественным началом. Революционные потрясения 1848 года были восприняты Тютчевым как вселенская катастрофа, разрушительная стихия, готовая смести всю цивилизацию. Спасение поэт видел лишь в том, что Россия может стать реальным противовесом «антихристианскому» Западу.
Россия не только христианская, но и православная страна, а православие само по себе олицетворяло для Тютчева высшее начало, залог будущности для России и всего славянства. Поэтому Россия как особый мир с высшим политическим и духовным строем призвана поставить все народы в единственно правильные законы бытия, противопоставить историческую законность революционным действиям, объединить и освободить славянский мир. В стихотворениях Тютчева Россия представляется страной, имеющей столь великое предназначение, что его не в силах понять человеческий разум:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить!
Что же видел Тютчев в реальности? Начавшаяся в 1853 году Крымская война повлекла за собой не возникновение «Великой греко-российской восточной империи», за которую ратовал поэт, а военное и дипломатическое поражение России. Развитие революционных теорий в обществе сеяло в людях тот хаос, который поэт считал свойством западных цивилизаций. По иронии судьбы именно Россия стала государством, пережившим самую чудовищную в истории человечества революцию.
Новый взгляд на культуру и предназначение России видим мы в философии А. Блока, поэта, ставшего свидетелем катаклизмов, которыми была проникнута история Руси начала XX века. По мнению этого мыслителя, для понимания сущности России необходимо учитывать, что русский народ совмещает в себе европейское и азиатское начала («Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы...»). Что же такое азиатская цивилизация? Это воплощение стихии, неуправляемой и безграничной. Предназначение России заключается в том, что она призвана спасти Запад от стихийного захвата Востоком.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Осознание особой миссии России в творчестве А. А. Блока неразрывно связано с его представлениями о революции, которая воплощает эту стихию, в ее столкновении с силами цивилизации. В результате своего рода вселенской катастрофы Россия родит «третью правду» и откроет ее всему человечеству.
Мысли Ф. И. Тютчева и А. А. Блока близки мне потому, что я так же, как они, считаю, что Россия занимает исключительное место в истории человечества и что связано это именно с географическим положением нашей страны и особенностями ее национальной культуры. Природа русского народа двойственна, она соединяет в себе глубочайшее воплощение христианства (православия) и древних традиций язычества. Соединение двух несовместимых религиозных начал неизбежно порождает внутренний конфликт, приводящий к трагичным последствиям. Любая теория, идея, будучи привнесенной на российскую почву, неизбежно искажается, приобретая гипертрофированный характер и черты, не свойственные ей изначально. А потому история России зачастую дает возможность другим государствам наблюдать за ходом непредсказуемых «экспериментов», которые демонстрируют сильные и слабые стороны любых преобразований в наиболее откровенной форме. К примеру, история русской революции, тоталитарного государства, на мой взгляд, способствовала развитию демократизма во многих странах, которым не пришлось самим пройти тем путем, который прошла наша страна. Более того, можно предположить, что Россия, которая долгие годы жила стремлением привнести идеи своей революции в другие страны, пришла к прямо противоположному результату. Почему? Не было ли в этом печати того фатального предопределения, которое позволяет нам объяснить «необъяснимое» в историческом процессе?
С другой стороны, история действительно показывает, что Россия предотвратила в свое время татаро-монгольское . нашествие, позволив Европе сохранить свою цивилизацию в чистом виде. Россия заплатила за это долгими годами фактического порабощения, трансформацией собственной культуры. На мой взгляд, это можно расценивать как воплощение страдания, сходного со страданиями Христа за все человечество. Сходную ситуацию мы наблюдаем и сейчас. Россия по-прежнему остается страной, которая сдерживает экспансию мусульманства, препятствуя распространению его влияния на Западную Европу.
Задумаемся, почему так тяжела судьба нашей родины, почему долгие годы русский народ не может разрешить те противоречия и проблемы, которые, как порой кажется, требуют немедленного разрешения? Видимо, объяснить это может только теория жертвенной миссии России, ибо ее историческое предназначение — это тяжелый крест, который несли и будут нести наши соотечественники.
Закончить рассуждение о высшем назначении России мне хотелось бы словами Блока, которые, наверное, могли бы стать своеобразным итогом любых споров о судьбе нашей страны:
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
|