Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Русская природа в стихотворениях А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвя­щенных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно меня­лись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким обра­зом, для каждого периода творчества характерны свои особенности вос­приятия и изображения картин русской природы.

В таких ранних произведениях Пушкина, как «Воспоминания в Цар­ском Селе» (1814), «Сраженный рыцарь» (1815), «Осеннее утро» (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в «Воспоминаниях в Царском Селе». По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилис­тические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: «золотая луна», «блистает бледный день», тихая луна, «как лебедь вели­чавый, плывет в сребристых облаках»; многочисленные метафоры: «с неба уже скатилась ночи тень», «но утро денница выводит», «чуть дышит вете­рок, уснувший на листах», «навис покров угрюмой нощи»; высокий слог и архаизмы: «денница», «нощь».

Иногда в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традицион­ные образы, связанные с античной мифологией: «Там в тихом озере плес­каются наяды...» Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях - роль вступлений:

 

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес...

 

Чисто пейзажных стихотворений среди ранних произведений поэта нет, так как, согласно традиции классицизма, описание природы могло играть лишь роль фона.

Кроме того, в стихотворениях лицейского и петербургского периодов заметно влияние сентиментализма. Так, в стихотворении «Лицинию» (1815) присутствует характерное для сентименталистов противопостав­ление порочного города естественности сельской жизни:

 

С развратным городом не лучше ль нам проститься...

В деревню пренесем отеческие лары!..

 

К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, свя­занный с резким разочарованием в городской жизни. Первое опьянение разнообразием впечатлений, ускоренным ритмом жизни прошло; жизнь в столице показала и свои отрицательные стороны, страшную для твор­ческого духа неволю.

Во многих своих произведениях поэт призывает уйти прочь от го­родской суеты в деревню, воспринимаемую им как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Эти важные для Пушкина мотивы особенно ярко звучат в одном из известных стихотворений того периода «Дерев­ня» (1819):

 

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить...

 

Начало первой части стихотворения посвящено описанию прекрасно­го сада и окружающей местности:

 

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты...

 

Сентиментальный пейзаж окрестностей Михайловского дан в светлом, спокойном и радостном тоне.

Созерцание красот деревни приводит писателя к мысли о нарушенной гармонии природы и общества, о том, что «среди цветущих нив и гор» господствует «барство дикое» и «рабство тощее». В этом стихотворении первая часть является образцом идиллического описания природы и да­ется по контрасту ко второй, памфлету, обличающему «невежества убий­ственный позор».

С Михайловским связано еще одно произведение Пушкина того же периода - «Домовому» (1819). Многими своими мотивами оно близко первой части «Деревни». Стихотворение «Домовому» - гимн деревенско­му уединению, возвышенному одиночеству, всему естественному, несуетно­му, доброму.

Здесь воспевается красота неяркого, незаметного, но прекрасного мира. Само же стихотворение также отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского:

 

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

 

Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статич­ность и неподвижность.

Во время южной ссылки ведущим творческим методом Пушкина является романтизм. «Погасло дневное светило» было одним из стихот­ворений, ознаменовавших собой начало романтизма в пушкинской лири­ке. Первая романтическая элегия, написанная 24 сентября 1820 года, была «ночной». С этим произведением в лирику Пушкина входит атмос­фера юга, южной ночи, моря, звезд, морской стихии:

 

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 

В этот же период была написана и элегия «Редеет облаков летучая гряда» (1820), в которой на первый план выступают чувства лирического героя:

 

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

 

В обеих элегиях присутствует характерное для романтизма противо­поставление несвободного человека свободной природе - бурной или гроз-, ной стихии.

Образом «свободной стихии» открывается элегия «К морю», начатая им в Одессе и законченная в Михайловском в 1824 году. Она посвящена памяти Байрона. Эта философическая элегия многотемна. Образ моря -это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. Судьба человека подчинена стихийным силам природы и истории. Созерцание моря наводит автора на мысль о двух великих личностях, родственных по своему непокорному могучему духу морской стихии: Байроне и Наполеоне.

Это произведение является прощанием с романтизмом, с культом мо­гучей личности.

С 1824 года в творчестве Пушкина начинает утверждаться реализм. Так, в стихотворении «19 октября» (1825 года) присутствует уже реалис­тический пейзаж:

 

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле...

 

В произведениях этого периода часто появляется зимний пейзаж: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829). Стихотворение «Зимний вечер» было написано в Петербурге, куда Пуш­кина вызвали на допрос по делу декабристов. В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне. Природа в этом сти­хотворении олицетворена и выступает как живое существо:

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

 

В стихотворении «Зимняя дорога» пейзаж соответствует состоянию души лирического героя:

 

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

 

Ритм этого стихотворения отражает мерный бег лошади. Картина реальной природы воссоздана в стихотворении «Зимнее утро». Здесь находит место детально выписанный пейзаж:

 

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Как новатор в изображении природы, Пушкин выступил именно в по­здний, реалистический период своего творчества. В произведениях этого пе­риода встречается разный пейзаж: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Осень» (1833). Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние лирического героя через состояние природы:

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

 

Со времени жизни в Михайловском важнейшее место в лирике поэта начинает занимать пейзаж средней полосы России. Простой и скромный, он передан во всей поэтичности в отрывке «Осень» (1833). Это один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Осень - любимое время года поэта. Он восторгается видом русской природы, ее осенней пышнос­тью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечно обновляемой жизни. В стихотворении имеет место конкретный пейзаж, за которым нет символов и соответствий:

 

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

 

Красота осени показана в сравнении с другими временами года:

 

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...

 

В этом стихотворении осуществляется синтез поэзии и прозы. Основ­ной темой является возникновение творчества, рождение поэзии. Произ­ведение закачивается вопросом: «куда ж нам плыть?»

В 1835 году Пушкин приезжает в Михайловское, где он не был десять лет. Этим посещением навеяно стихотворение «Вновь я посетил...» — образец поздней лирики поэта. Перед нами возникает подробное описание Михайловского:

 

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко...

 

С жизнью природы поэт связывает размышления о вечном круговоро­те жизни, природы, о смене времен года. И эти раздумья, как и в других произведениях поэта, окрашены светлой печалью. Обращаясь к «младой» семье деревьев, он восклицает: «Здравствуй, племя младое, незнакомое...» Тема природы занимает значительное место в творчестве Пушкина и традиционно связана с темой поэта и поэзии, так как природа являлась для поэта источником вдохновения:

 

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем...

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.