В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы.
В таких ранних произведениях Пушкина, как «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Сраженный рыцарь» (1815), «Осеннее утро» (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в «Воспоминаниях в Царском Селе». По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: «золотая луна», «блистает бледный день», тихая луна, «как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках»; многочисленные метафоры: «с неба уже скатилась ночи тень», «но утро денница выводит», «чуть дышит ветерок, уснувший на листах», «навис покров угрюмой нощи»; высокий слог и архаизмы: «денница», «нощь».
Иногда в ранних стихотворениях Пушкина встречаются традиционные образы, связанные с античной мифологией: «Там в тихом озере плескаются наяды...» Основная композиционная роль описания природы в этих произведениях - роль вступлений:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес...
Чисто пейзажных стихотворений среди ранних произведений поэта нет, так как, согласно традиции классицизма, описание природы могло играть лишь роль фона.
Кроме того, в стихотворениях лицейского и петербургского периодов заметно влияние сентиментализма. Так, в стихотворении «Лицинию» (1815) присутствует характерное для сентименталистов противопоставление порочного города естественности сельской жизни:
С развратным городом не лучше ль нам проститься...
В деревню пренесем отеческие лары!..
К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, связанный с резким разочарованием в городской жизни. Первое опьянение разнообразием впечатлений, ускоренным ритмом жизни прошло; жизнь в столице показала и свои отрицательные стороны, страшную для творческого духа неволю.
Во многих своих произведениях поэт призывает уйти прочь от городской суеты в деревню, воспринимаемую им как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Эти важные для Пушкина мотивы особенно ярко звучат в одном из известных стихотворений того периода «Деревня» (1819):
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить...
Начало первой части стихотворения посвящено описанию прекрасного сада и окружающей местности:
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты...
Сентиментальный пейзаж окрестностей Михайловского дан в светлом, спокойном и радостном тоне.
Созерцание красот деревни приводит писателя к мысли о нарушенной гармонии природы и общества, о том, что «среди цветущих нив и гор» господствует «барство дикое» и «рабство тощее». В этом стихотворении первая часть является образцом идиллического описания природы и дается по контрасту ко второй, памфлету, обличающему «невежества убийственный позор».
С Михайловским связано еще одно произведение Пушкина того же периода - «Домовому» (1819). Многими своими мотивами оно близко первой части «Деревни». Стихотворение «Домовому» - гимн деревенскому уединению, возвышенному одиночеству, всему естественному, несуетному, доброму.
Здесь воспевается красота неяркого, незаметного, но прекрасного мира. Само же стихотворение также отличается своей неброскостью, глубокой сосредоточенностью. Оно все пронизано атмосферой Михайловского:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статичность и неподвижность.
Во время южной ссылки ведущим творческим методом Пушкина является романтизм. «Погасло дневное светило» было одним из стихотворений, ознаменовавших собой начало романтизма в пушкинской лирике. Первая романтическая элегия, написанная 24 сентября 1820 года, была «ночной». С этим произведением в лирику Пушкина входит атмосфера юга, южной ночи, моря, звезд, морской стихии:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
В этот же период была написана и элегия «Редеет облаков летучая гряда» (1820), в которой на первый план выступают чувства лирического героя:
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
В обеих элегиях присутствует характерное для романтизма противопоставление несвободного человека свободной природе - бурной или гроз-, ной стихии.
Образом «свободной стихии» открывается элегия «К морю», начатая им в Одессе и законченная в Михайловском в 1824 году. Она посвящена памяти Байрона. Эта философическая элегия многотемна. Образ моря -это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. Судьба человека подчинена стихийным силам природы и истории. Созерцание моря наводит автора на мысль о двух великих личностях, родственных по своему непокорному могучему духу морской стихии: Байроне и Наполеоне.
Это произведение является прощанием с романтизмом, с культом могучей личности.
С 1824 года в творчестве Пушкина начинает утверждаться реализм. Так, в стихотворении «19 октября» (1825 года) присутствует уже реалистический пейзаж:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле...
В произведениях этого периода часто появляется зимний пейзаж: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829). Стихотворение «Зимний вечер» было написано в Петербурге, куда Пушкина вызвали на допрос по делу декабристов. В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне. Природа в этом стихотворении олицетворена и выступает как живое существо:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
В стихотворении «Зимняя дорога» пейзаж соответствует состоянию души лирического героя:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Ритм этого стихотворения отражает мерный бег лошади. Картина реальной природы воссоздана в стихотворении «Зимнее утро». Здесь находит место детально выписанный пейзаж:
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Как новатор в изображении природы, Пушкин выступил именно в поздний, реалистический период своего творчества. В произведениях этого периода встречается разный пейзаж: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Осень» (1833). Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние лирического героя через состояние природы:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
Со времени жизни в Михайловском важнейшее место в лирике поэта начинает занимать пейзаж средней полосы России. Простой и скромный, он передан во всей поэтичности в отрывке «Осень» (1833). Это один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Осень - любимое время года поэта. Он восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечно обновляемой жизни. В стихотворении имеет место конкретный пейзаж, за которым нет символов и соответствий:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Красота осени показана в сравнении с другими временами года:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен...
В этом стихотворении осуществляется синтез поэзии и прозы. Основной темой является возникновение творчества, рождение поэзии. Произведение закачивается вопросом: «куда ж нам плыть?»
В 1835 году Пушкин приезжает в Михайловское, где он не был десять лет. Этим посещением навеяно стихотворение «Вновь я посетил...» — образец поздней лирики поэта. Перед нами возникает подробное описание Михайловского:
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко...
С жизнью природы поэт связывает размышления о вечном круговороте жизни, природы, о смене времен года. И эти раздумья, как и в других произведениях поэта, окрашены светлой печалью. Обращаясь к «младой» семье деревьев, он восклицает: «Здравствуй, племя младое, незнакомое...» Тема природы занимает значительное место в творчестве Пушкина и традиционно связана с темой поэта и поэзии, так как природа являлась для поэта источником вдохновения:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем...
|