Но может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут
«Евгений Онегин» (5-я гл.)
Описание природы встречается почти в каждом стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы ошибочно видеть в нем только лишь приятную глазу и душе картинку. На самом деле оно многофункционально. Например, в «Евгении Онегине» через описание времен года показывается течение времени. Вместо фраз «прошел год», «через два месяца» и т. п. Пушкин дает картину природы, соответствующую этому временному отрезку. Одновременно с этим описание природы соответствует и внутреннему состоянию автора. В «Бесах» Ф. М. Достоевского сомнения и страхи автора переходят на природу, и получается из простой метели какое-то жуткое хаотическое кружение, затягивающее внутрь себя все сущее, все живое.
То же самое природное явление (метель, буран) может выполнять совсем другие функции: являться по сюжету началом драмы. Так происходит в повести «Метель», где сюжетом движет не цепь поступков человека, а явление природы. Не случись метели, Владимир бы спокойно доехал и обвенчался с Машей. Так же и Маша из-за метели обвенчалась с каким-то неизвестным шутником-путником, опять же из-за метели сбившимся с дороги и впоследствии оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.
В «Медном всаднике» природа — это своевольная стихия, не смирившаяся и до конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и в «Метели») явление природы (наводнение) — завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее конфликт с властью и человеком, попытавшимся ее покорить. Получается, что природа является как бы дополнительным по счету действующим лицом в этой поэме. В стихотворении «К морю» водная стихия (море) также является действующим лицом — собеседником поэта, к которому поэт обращается. Здесь сравниваются свободная стихия и внешняя несвобода поэта, а соответственно и всего мира, так как «судьба людей повсюду та же». И даже если бы он был свободен, ему некуда уйти. У поэта остается только его внутренняя личная свобода.
Наблюдается некая закономерность: в роли героя может выступать только свободная и свободолюбивая стихия, не по- корившаяся человеку: метель (в «Бесах», «Метели») и вода (в «Медном всаднике», «К морю»). Мне кажется, в этом выражается особая любовь поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, в отличие от любимых им природных стихий.
Помимо того, что описание природы выполняет разные функции, оно также изменяется во времени. В каждом периоде творчества поэта описание природы различно. Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений, написанных в разное время (1819, 1835), но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду «Деревню» и «...Вновь я посетил...». В «Деревне» А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении «...Вновь я посетил...». Присутствует уже совсем другое настроение — тоска. Если в «Деревне» А. С. Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то здесь вновь увиденное Михайловское таких бурных чувств не вызывает. В «Деревне»: «Парус рыбаря белеет иногда», «Вдали рассыпанные хаты», «Овины дымные и мельницы крылаты». В стихотворении «...Вновь я посетил...»:
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод по брегам отлогим.
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики.
Порой лексика, совершенно разная по стилю, при описании природы встречается и в пределах одного стихотворения. В «Зимнем утре» романтическая, «условная» лексика, идущая от В. Жуковского («Аврора», «негой взоры»), сменяется простонародной («вечор») и общеупотребительной лексикой. Этот переход, правда, органичен, столкновение стилей отсутствует. Для А. С. Пушкина также характерно присутствие некоего движения внутри стихотворения. Описываемая им картина никогда не бывает статичной. Поэт с легкостью переходит от одного времени года к другому («Осень»), от сегодняшнего дня ко дню вчерашнему, от описания природы к описанию комнаты («Зимнее утро»).
Самое значительное стихотворение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, — это «Осень». Стихотворение, посвященное самому любимому А. С. Пушкиным времени года, разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый — остальным временам года: весне, зиме и лету. Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, имеющих широкое значение и являющихся общими понятиями, неизбыточности уточняющих слов и оборотов (прилагательных, причастных и деепричастных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.
Вот описание лета:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, —
личное отношение, не описание, —
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается, что всего четырьмя (!) существительными («зной», «пыль», «комары», «мухи») А. С. Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» здесь имеет, по-моему, иронический смысл. Примечательно, что оба описания (лета и осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме — втором (после осени) любимом времени года. Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть манера описания такая же: «широкими мазками создать картину», но настроение иное. Один мазок — снега, другой — свет луны. И все, пейзаж готов.
Несмотря на явное предпочтение зимы лету и весне, осень — еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года — кульминация красоты. Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень — пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки. В строчке «Унылая пора! очей очарованье!» наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно от сознания ее недолговечности. А. С. Пушкин — совершенно земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от описания красоты и природного великолепия он тут же переходит к бытовым деталям и прозаизмам:
Чредой слетает сон, чредой находит голод...
<...>
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта даже при описании своего любимого времени года, от этого красота осени, подчеркнутая близким ее концом, становится чем-то еще более реальным и действенным.
Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», маленькие трагедии и многие другие.
|