Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Преобразование идеалов свободы в лирике А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Сергеевич Пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его творчестве занимает тема свобо­ды. Верность идеалам свободы поэт пронес через всю жизнь.

Вольнолюбивое творчество Александра Сергеевича можно условно раз­делить на два периода: до восстания декабристов и после него, причем «вольные стихи», написанные до 1825 года, отличаются от более поздней свободолюбивой лирики.

В преддекабрьский период лирический герой таких стихотворений, как ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», страстно провозглашает идеи свободы духа и личности, освобождения от «гнета власти роковой».

Ода «Вольность» написана в духе классицизма и направлена против самовластия и тирании. В начале оды поэт в поисках вдохновения взыва­ет к музе высокой гражданской лирики - «грозе царей», «гордой певице свободы»:

 

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

 

Автор призывает угнетенных восстать против тех, кто насильно ли­шает их Свободы, предупреждает «тиранов мира»:

 

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

 

Ведущей категорией в ранний период творчества Пушкина является Закон. И каждый «владыка» должен помнить, по мысли поэта, что «ве­нец и трон» они получают не от природы - их дает Закон:

 

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

 

Автор видит вокруг много страданий, боль и кровь, и все это - резуль­тат неправедной власти. Пушкин описывает казнь французского короля Людовика XVI и проводит параллель с убийством русского императора Павла I , ведь оба они были тиранами; они правили, не прислушиваясь к Закону. Поэт полон ненависти к подобным «самовластительным злоде­ям»:

 

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

 

Александр Сергеевич называет «увенчанного злодея» «ужасом мира», «стыдом природы», «упреком... богу на земле».

Завершает стихотворение размышление о том, что же необходимо для справедливого и долгого царствования, для счастья народа. Пушкин при­ходит к выводу, что это - сочетание свободы и Закона:

 

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой, —

 

призывает поэт всех «тиранов мира».

А вот другое вольнолюбивое стихотворение - послание «К Чаадаеву», передовому человеку того времени. Пушкин обращается к нему не только как к другу, близкому человеку. Поэт называет его «товарищем», то есть соратником, единомышленником. Начало стихотворения связано со столк­новением Пушкина с реальной действительностью после окончания лицея:

 

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

 

Далее возникает два образа: «Отчизна» и «власть роковая», противо­поставленные друг другу. Появляются архаизмы («внемлем», «упованья», «воспрянет»), политическая лексика («власть», «самовластье», «угнете­ние»). Все это соответствует высокому пафосу политического послания. Таким образом, стихотворение превращается из дружеского послания в политическое.

Автор выражает уверенность в том, что «минута вольности святой» обязательно наступит. Слово «звезда» в политической лексике того пери­ода символизировало революцию, а восход звезды — победу дела освобож­дения. Пушкин верит, что

 

...взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Таким образом, стихотворение проникнуто оптимизмом, боевым рево­люционным духом и пламенным патриотизмом.

Антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи той эпохи отразились в стихотворении «Деревня», написанном в 1819 году. Первая часть этого произведения посвящена изображению деревенской природы в светлом, спокойном и радостном тоне.

Автор описывает «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» в духе сельской сентиментальной идиллии:

 

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты...

 

Для Пушкина характерен детально выписанный пейзаж. Все привле­кает внимание поэта: и «темный сад с его прохладой и цветами», и «луг, уставленный душистыми скирдами», и «светлые ручьи»...

Что же делает лирический герой в деревне, «на лоне счастья и забве­нья»?

 

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить... -

 

говорит поэт. Он посвящает свободное время тому занятию, которому не мог предаться «среди роскошных пиров», «забав» и «заблуждений», -размышлению.

Но во второй части ритм и характер стиха резко меняется. Автор говорит о том, что на фоне такой прекрасной природы, «цветущих нив и гор», «следов довольства и труда», крестьяне живут в ужасных условиях:

 

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца...

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

 

«Барство дикое» жестоко притесняет «рабство тощее». Это обобщен­ные образы помещиков и крепостных крестьян.

Таким образом, стихотворение «Деревня» построено по принципу рез­кого противопоставления (антитезы). Завершается оно риторическим воп­росом:

 

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

В этом четверостишии - надежда поэта на наступление «минуты воль­ности святой», причем не в результате революции, а по инициативе сверху («по манию царя»).

В «вольных стихах» Пушкина прослеживается его творческая эволю­ция, отражающая смену литературных направлений XVIII — начала XIX веков. Ода «Вольность» написана в духе революционного радищевского классицизма; «Деревня», начатая в духе карамзинского сентиментализма, во второй части также приобретает черты «революционной чувствитель­ности» Радищева. Послание «К Чаадаеву» - ярчайший образец зарож­давшегося в русской литературе революционного романтизма. Эти три стихотворения зачинают политическую лирику декабристов.

Восстание 1825 года — переломный момент для свободолюбивого твор­чества Пушкина. Казнены пятеро «заговорщиков», другие участники вос­стания, близкие поэту люди, сосланы в Сибирь. Эта трагедия заставила Александра Сергеевича переосмыслить свое отношение ко многим про­блемам. Пушкинская лирика последекабрьского периода наполняется новым, философским содержанием. Но поэт остается верен идеалам де­кабристов, и яркий пример тому — стихотворение «Во глубине сибирских руд...» Это дружеское послание, обращенное к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Же­лая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить «гордое терпенье», уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Поэт верит, что «придет желанная пора» и «скорбный труд и дум высокое стремленье» еще сыграют свою роль в освобождении народа: борьба будет продолжена. Стихотворение наполнено оптимизмом и верой в победу идеала свободы:

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

Но ни трагедия 1825 года, ни николаевская реакция не сломили на­дежды поэта на то, что народ освободится, наконец, от «оков тяжких» рабства.

В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все время старались плыть не туда, куда их не­сли волны, то есть жизнь; они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. «Вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный...» -произошло декабрьское восстание, и в результате — «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения; он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынес­ла его на берег. Он пел, «беспечной веры полн», и «вихорь шумный» не погубил его. Многие погибли, но поэт остался жив и поет «гимны пре­жние», храня верность декабристам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 году, - еще одно произве­дение, посвященное теме свободы. Оно направлено против тирании, само­властья и деспотизма. Гармония, царящая в природе, противопоставлена дисгармонии в человеческом обществе. Дерево ядовито, и ничто живое в природе не смеет приближаться к нему: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет...» Анчар «один во всей вселенной». Но «владыка» нарушает за­кон, установленный самой природой, - запрет приближения к дереву, не­сущему смерть:

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом...

 

Это пример настоящей тирании. Самое страшное, когда у человека нет права выбора, когда его свобода подавляется и человек умирает по воле другого. Страшно и то, что князь и, главное, слуга считают такое положе­ние вещей естественным. Князь посылает своего раба к анчару, то есть на верную смерть, и тот «послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». Он приносит своему «непобедимому владыке» яд и умирает у его ног, но князю безразлична судьба «бедного раба». А зло, существующее в природе лишь как угроза, получает возможность осуществления:

 

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

 

Таким образом, философское стихотворение «Анчар» пронизано мрач­ным настроением. Автор рисует трагические последствия отсутствия сво­боды: неограниченная власть человека над человеком приводит не толь­ко к гибели «бедного раба», но и приносит горе соседним народам.

Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности свя­той», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуще­ствил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ». Сво­им высшим достижением поэт считает то, что своей лирой он «пробуж­дал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил... Свободу».

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык, -

 

утверждает автор, и он прав, ведь идеалы свободы близки и понятны всем. Никакие неудачи и трагедии не смогли сломить в Пушкине веру в высо­кие идеалы декабристов, прежде всего, в идеал Свободы.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.