Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Личность и история в творчестве А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его про­блем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности. В прошлом они искали новых героев, сильных личностей, наделенных титаническими стра­стями, новую обстановку, экзотическую природу.

Обращение Пушкина в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую оче­редь, связано с реалистическим методом автора. Пушкин является осно­воположником историзма в русской литературе. В его произведениях на­ряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории Рос­сии, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен в своих суждениях.

Наиболее широко проблема личности и истории поднимается в по­здний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения. Так, в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке» Пушкин обращается к наиболее противоречивым и загадочным личностям в на­шей истории: великого государственного правителя Петра I и предводи­теля крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Еще до Пушкина в русской литературе сложились разные точки зрения на ту и другую лич­ность.

Личность и деятельность Петра I его современники оценивали нео­днозначно. Предшественники Пушкина устойчиво придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, Петр - деспот, своей железной волей изменил естественный ход исторического развития России, заста­вил многих людей страдать, с другой стороны - это великий реформатор и преобразователь. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» не отдает предпочтения ни одной из них. Его оценка также двойственна и неодноз­начна. В поэме показаны два облика Петра.

Во-первых, благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии про­двинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра бла­годарная России сохранила до наших дней.

Во-вторых, преобразования Петра принесли горе отдельному человеку, Евгению. Новая жизнь, новое мышление, которые пытается навязать рус­скому человеку царь, нарушают привычный, естественный ход жизни, по­рядок, который складывался на протяжении долгих лет в умах поколений, в том числе и Евгения. Воплощением зла, которое несет с собой Петр, является его любимое детище - Петербург. Против его строительства возмущается покоренная стихия («как зверь остервенись, на город кину­лась она»). Город отнимает у Евгения главный предмет его мечтаний -Парашу, с которой он мечтал связать свою дальнейшую судьбу и без которой не видел никакой цели в будущем. И никому, кроме автора, нет никакого дела до разрушенной судьбы обыкновенного «маленького» че­ловека.

«Капитанская дочка» Пушкина также является историческим про­изведением, в центре которого находится историческая личность.

Традиционно личность Пугачева воспринималась как отрицательная, ведь он «злодей», «убивец», «душегуб». Для полной объективной оценки поэту пришлось много поездить по России, собирая различные историчес­кие документы, свидетельства современников. Пушкин провел глубокое историческое исследование и пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был настоящим царем-батюшкой, народным заступником. Пе­ред его моральной силой преклонялись не только крестьяне, казаки, бег­лые каторжники, но и дворяне, представители противоположного лагеря, для которых Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник. Поэтому автор в своей повести большое внимание уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает лучшие черты русского характера в обра­зе Пугачева, а также показывает народность этого образа.

Кроме всего этого, Пушкин и в лирике не раз обращался к истории и к роли личности в истории.

В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» прослеживается патриотическое настроение автора по отношению к царю и его эпохе. Личность царя возникает и в стихотворении «19 октября» 1825 года, в котором Пушкин произносит здравицу в честь царя: «Так выпьем за царя!» Он восторгается и восхищается его славными победами:

Он взял Париж, он основал Лицей...

Большую роль личности царя автор рассматривает и в стихотворени­ях «Вольность» и «Деревня», в которых на плечи государей он возлагает ответственность за беззакония, царящие в стране, за крепостное право, за «барство дикое», которое «без чувства, без закона присвоило себе насиль­ственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Таким образом, проблема личности и истории решена Пушкиным широко и многогранно, впервые он совместил различные точки зрения на одни события и одни и те же личности. Произведения Пушкина послу­жили тем материалом, на основе которого в русской литературе стал развиваться историзм, лежащий в основе реализма.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.