Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Изменение типа героя в русской литературе XIX века по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Проблема героя своего времени была одной из самых ост­рых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных те- чений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопостав­лял безликой массе человека героического, старающегося ра­зорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.

А. С. Пушкин делает героем своего бессмертного романа «Евгений Онегин» дворянина, получившего типичное для своего времени воспитание и образование, руководствующе­гося соображениями моды и светскими представлениями о жизни. Е. Онегин стоит выше многих своих современников, а потому достаточно быстро разочаровывается в удовольстви­ях, поощряемых в свете. Но что герой может противопоста­вить обществу? Онегину тошен «труд упорный», светские представления о чести делают его человеком, неспособным к проявлению нормальных человеческих чувств, он неспособен видеть прекрасное и понимать душу природы. Все это ведет героя к постоянному ощущению скуки, пресыщенности и ра­зочарования в людях. Герой своего времени наделяется чер­тами индивидуализма, сосредоточенности на своей «неповто­римой» личности («мы все глядим в Наполеоны...»).

Конечно же не антигероя стремится явить нам в своем ро­мане А. С. Пушкин. Главная задача автора — показать тле­творное воздействие общества на одаренную натуру. Но писа­тель показывает и процесс постепенного зарождения в чело­веке новых запросов к миру и себе, поисков смысла жизни, назначения человека. Финал романа позволяет нам по-разно­му интерпретировать возможности развития судьбы героя романа и человека пушкинской эпохи. На мой взгляд, в любви Е. Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не ох­ладевший ко всему человек, в нем еще кипят страсти, обре­таются жизненные силы, что, вероятно, должно было пробу­дить в Е. Онегине стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает в русской реалистичес­кой литературе портретную галерею «лишних людей», то есть возвысившихся над толпой героев, которые стали жер­твами эпохи и которым действительность мешает стать сво­бодными и счастливыми. Эта тема была совершенно гениаль­но развита М. Ю. Лермонтовым в романе, название которого однозначно ориентировало читателей на основную его про­блему: «Герой нашего времени».

По справедливому замечанию В. Белинского, Печорин развивал онегинскую тему, ибо несходство этих людей между собою было «гораздо меньше расстояния между Оне­гою и Печорою». Главная задача Лермонтова в романе «Герой нашего времени» — рассказать «историю души чело­веческой», показав в ней признаки эпохи. Характер Печори­на сформировался в обстановке высшего света, что роднит его с героем романа «Евгений Онегин». Суета и безнравствен­ность общества «приличьем стянутых масок» наскучили Пе­чорину, но уйти от законов современности он не может, и тема сильного, незаурядного человека, личной героики в ро­мане обретает то трагическое осмысление, которое она полу­чает в 30-е годы XIX века.

Именно эпоха реакции, последовавшая в России за восста­нием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Герой «чувствует в душе своей силы необъятные», но не нахо­дит в жизни возможности реализовать «назначенье высокое», а потому растрачивает себя на погоню за «страстями пусты­ми», утоляет жажду жизни в бессмысленном риске и постоян­ном самоанализе, который разъедает его изнутри. Рефлексию, перенесение активной деятельности на внутренний мир Лер­монтов считает одной из важнейших черт своего поколения.

Печорин — натура богато одаренная. Он обладает анали­тическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; его характеризует критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Равнодушие, черствость героя — маска самозащиты. Печорин является человеком во­левым, сильным, активным, в его груди дремлют «жизни силы», он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятель­ность направлена не на созидание, а на разрушение. Не слу­чайно В. Г. Белинский увидел в характере Печорина «пере­ходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершен­ный призрак в настоящем».

Предполагая, что читатели увидят в романе злую иронию над людьми, подобными Печорину, Лермонтов дает понять: авторский сарказм направлен не на слово «герой», а на слова «нашего времени», ибо именно действительность не позволи­ла Печорину реализовать себя.

Итак, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов делают героями времени лучших представителей дворянской культуры, людей, противопоставленных своему времени. Но новое время рождает нового героя, такого, как герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Базарова можно с полной уверенностью назвать выразителем эпохи 60-х годов XIX ве­ка, поскольку в нем соединились характерные приметы вре­мени, заключавшиеся, в отличие от эпохи Печорина, прежде всего в стремлении действовать.

Базаров — разночинец, сын небогатого помещика, лека­ря. Именно разночинцы становятся в то время важной обще­ственной силой. Герой романа представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Базаров — че­ловек умственного труда, и важной приметой времени стано­вится его увлечение естественными науками. Аркадий Кир­санов говорит о друге, что «он все знает» именно потому, что естественные науки, практическое действие, эмпирические знания становятся в 60-е годы источником истины.

Для поколения 60-х годов все явления, вообще жизнь оценивались с точки зрения высшего критерия — пользы. Это определяет отношение Базарова к природе, искусству, романтизму. «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит», — шокирует собеседников Евгений. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта», — утверждает герой романа, и сам искренне в это верит. Его знания, уме­ние многое делать рождены прежде всего деятельностью, а не духовным совершенствованием.

Философию предшествующего поколения Базаров реши­тельно отождествляет с романтизмом. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — утверждает новый герой времени. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Стремление к отрицанию выливается в свою очередь в особое течение мысли, названное «нигилизм». На­звание это образовано от латинского слова «тЫ1» — «ничто». Нигилизм противопоставляет полезное прекрасно­му, не признает никаких принципов, отрицает даже веру. И Базаров верен своим убеждениям до конца: даже перед смер­тью он отказывается принять причастие, ибо признает лишь практическое действие.

Создавая в романе ситуацию, когда Базаров вынужден вести споры с выразителем идей дворянства Павлом Петрови­чем Кирсановым, Тургенев доказывает, что его герои — пред­ставители разных стадий русской общественной мысли. По мнению писателя, то, что источник и носитель мысли обнов­ляются, — процесс закономерный и неизбежный, хотя пред­ставителями предшествующего этапа развития он будет вос­приниматься болезненно. Базаров вступает в диалог с предше­ствующим поколением, ибо только так он может доказать, что идеалы дворянства уже утратили свою прогрессивность.

Таким образом, Тургенев доказывает, что постепенно прихо­дит время людей, которые заменят героя дворянского.

Конечно же поиски героя времени в русской литературе не заканчиваются на творчестве И. С. Тургенева, как, впро­чем, не исчерпываются они и образами Онегина, Печорина и Базарова. Чичиков, Обломов, Штольц, Левин, Раскольни­ков — вот далеко не полный перечень персонажей, каждого из которых можно было бы считать «героями» своего време­ни. Однако, на мой взгляд, именно Онегин, Печорин и База­ров были героями в полном смысле слова, потому что они не побоялись открыто противопоставить себя обществу.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.