Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пушкина А. С.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Вольность и свобода в лирике А. С. Пушкина


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пуш­кина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Буду­щий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завя­завшаяся еще в годы учебы в Царскосельском лицее крепкая дружба поэта с лучшими людьми эпохи, вы­ступившими впоследствии против самодержавно-кре­постнического строя, способствовала тому, что декаб­ристское восстание Пушкин воспринял очень близко. И хотя поэт не был членом тайного общества, он всеми своими помыслами находился с теми, кто вышел на Се­натскую площадь 14 декабря 1825 года.

Воспевая свободу, вольность в юношеские годы, Пушкин верил в ближайшее их торжество. Поэт был убежден, что страной должен править просвещен- ный монарх. В оде «Вольность», написанной поэтом в 1817 году, Пушкин не призывает к свержению цар­ской власти, но высказывает громкий протест против тирании и беззакония. Он обращается к владыкам:

 

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

 

Главным условием счастливой жизни народа Пуш­кин называет «с вольностью святой законов мощных. сочетанье». Ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа, убежден поэт. В подтверждение своей мысли он упоминает в оде такие исторические уроки, как казнь французского короля Людовика XVI , кото­рый расплачивается за преступления династии Бурбо­нов, смерть от рук придворных жестокого римского им­ператора Калигулы и другие. Поэт призывает сильных мира сего:

 

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трапа

Народов вольность и покой.

 

Но царское правительство России не собиралось даровать народу свободу. Можно сказать, что обраще­ние Пушкина осталось без ответа — ничто не указы­вало на то, что власти готовы к коренному переуст­ройству России. Поэтому неудивительно, что в стихо­творении «К Чаадаеву», написанном спустя год после оды, Пушкин начинает сомневаться в мирном обрете­нии свободы.

Он уже не обращается с призывом к монарху. Те­перь поэт связывает свои надежды со свободолюбиво настроенной молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Поэт искренне верит в то, что образованность, ум, стремле­ние к свободе и горячая любовь к родине, то есть те лучшие качества, которыми обладает прогрессивная часть дворянской молодежи, способны принести России лучшее будущее. Этой оптимистической верой проник­нуты заключительные строки стихотворения «К Чаада­еву»:

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

С посланием «К Чаадаеву» непосредственно пере­кликается написанное поэтом спустя год стихотворение «Деревня». Несмотря на то, что здесь Пушкин уже не высказывает такого оптимизма, как ранее, его мысли о переменах к лучшему по-прежнему связаны со «сво­бодой просвещенной». Хотя поэт уже сомневается в том, удастся ли ему увидеть «народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя».

После неудавшейся попытки восстания декабристов поэт испытывает разочарование, вызванное противоре­чием между его романтическими мечтами о свободе и реальной действительностью.

Но Пушкин остается верен своим вольнолюби­вым взглядам. В стихотворении «Арион», написанном в 1827 году, он признается: «Я гимны прежние пою...» Утверждение поэта о его верности прежним идеалам звучит также в послании «Во глубине сибирских руд...», в котором поэт позволяет себе надежду:

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

В творчестве зрелого Пушкина появляются новые мотивы на тему свободы.

Если раньше поэт верил в то, что если не весь на­род, то его лучшие представители способны изменить жизнь страны, то теперь он начинает сомневаться в этом. Более того, ему кажется, что столь долго воспе­вавшаяся им свобода народу не нужна. Этими мыслями поэт делится в стихотворении «Свободы сеятель пус­тынный...»:

 

Паситесь, мирные народы?

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь

 

Прослеживая творчество великого поэта в хроно­логической последовательности, можно заметить, как он постепенно раскрывал для себя понятие свободы не в политическом его значении, а в духовном. Может быть, не всегда можно иметь свободу «от царя», но личная независимость человека — та истинная ценность, которой он может овладеть. В стихотворе­нии 1836 года «Не дорого ценю я громкие права...» Пушкин пишет наполненные глубочайшей мудростью строки:

 

Зависеть от властей, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

—Вот счастье! вот права.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.