Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема родины в лирике А. Блока


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатан­ные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно — своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Кулико­вом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику — просветлен­ную грусть и мудрую любовь поэта к России, — даже такой:

 

... И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне...

 

Сколько душевных сил и истинной любви надо иметь, чтобы после этого сказать:

 

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

 

В книге более двадцати стихотворений, и почти каж­дое — новый этап лирического познания России. От пер­вых горьких откровений до заключительных строк:

 

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

 

Цикл «На поле Куликовом» открывается стихотворе­нием «Река раскинулась». Здесь родина для Блока — буй­ная, хаотическая, хмельная; ее путь «в тоске безбрежной». В стихотворении «На поле Куликовом» небесная Воз­любленная охраняет спящих воинов:

 

И когда наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда. В строках:

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

 

не только человеческий бунт, но и природная стихия — бунт неба. Поэт хотел разбудить родную Россию, но вместо этого всюду льется кровь.

Но у Блока есть другая, совершенно противоположная Русь —

 

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

 

Это старая Русь. Ее толкование сходно с пушкинским; «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»

 

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого Бога страстно верил,

Какую девушку любил,

 

говорил поэт.

Но Блок не жалеет Россию:

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

 

Он твердо верит в ее будущее:

 

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

В «Последнем напутствии» возникают любимые образы:

 

... Еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты вовсе.

 

Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души. К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с ин­тимной любовью. Россия для него — Возлюбленная, и как меняются ее черты — от Прекрасной Дамы до музы после­дних стихов, так и чувство к родине выражается в меняю­щихся символах романтической любви. Сначала как неве­ста, жена или мать она напоминает своими светлыми чер­тами Возлюбленную:

 

... Вот она с хрустальным звоном

Переполнила надежды,

Светлым кругом обвела... ...

Это — легкий образ рая,

Это милая твоя...

Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей:

 

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви!

 

Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души...

В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеа­лом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются:

 

О том, что было, не жалея,

Твою я понял высоту:

Да. Ты родная Галилея

Мне невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,

Пусть множит дикую молву:

Сын Человеческий не знает,

Где преклонить ему главу.

 

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой — эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»:

 

Когда-то там, на высоте,

Рубили деды сруб горячий

И пели о своем Христе.

 

В образе Христа, весть о котором идет из темной Рос­сии, нет смирения, он несет возмездие:

 

И капли ржавые, лесные,

Родясь в глуши и темноте,

Несут испуганной России

Весть о сжигающем Христе.

 

Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме «Двенадцать» тра­гическим символом «русского строя души».

Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творче­стве Блока от идеала Вечной Женственности — России — Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначно­го образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нрав­ственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.