Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Платонова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Путешествие в фантастический город Чевенгур (по роману А. Платонова «Чевенгур»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



«Чевенгур» Андрея Платоновича Платонова — это сатира на первые послевоенные годы в России. Это роман, трагедия, хроника, социальная фантастика, исповедь о том времени, когда люди верили, «что еще рожь не поспеет, а социализм будет готов».

Действия в этом романе происходят в 1919— 1921 гг., однако ясно, что ставится проблема начала коллективизации в стране. Платонов описывает фан­тастический город Чевенгур, где коммунизм уже по- строен, но картина этого «рая на земле» довольно не­привлекательная. Люди в этом городе практически ничего не делают, так как «труд способствует проис­хождению имущества, а имущество — угнетению», а также работа объявлена «пережитком жадности и эксплуатации» и отменена, «За всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевен­гуре всемирным пролетарием». Однако практически каждую субботу местное население в городе «труди­лось», перетаскивая с места на место «на руках» сады или передвигая дома.

Зажиточных людей истребили всех до одного, назвав их «остаточной сволочью». «Буржуев в Чевен­гуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа». На освободившееся место Прошка привозит убогий люд, который ожил в гнез­дах истребленной «остаточной сволочи», а также по­требовал женщин — «товарищей особого устрой­ства».

Изображая в «Чевенгуре» поселение коммуниз­ма, автор дает страшную картину вымирания города, показывает смерть массы людей, охваченных безум­ством перемены всего, включая семью, традиции, веру. Народ в этом романе ждет коммунизма, очищенно­го от человеческих слабостей, где не нужно работать, где не нужны женщины и дети, где не жаль тех, кто умирает, кто убит. Жители Чевенгура, одураченные своими руководителями, считают, что все эти преоб­разования нужны для победы над смертью в сверхче­ловеческом коллективе. Описанные Платоновым картины очень напоминают события, происходившие во время коллективизации и раскулачивания зажиточ­ных крестьян.

Один из главных персонажей романа Саша Дванов является положительным героем. Его усыновил Захар Павлович, пришелец. Прошка Дванов являет­ся сводным братом Саши, это мерзавец и подлец» глав­ный «теоретик» в коммуне. Степан Копенкин — ко­мандир полевых большевиков. Его лошадь звали Пролетарской силою, а возлюбленную — Роза Люк­сембург. Еще один из центральных персонажей — Чепурный, председатель ревкома в Чевенгуре.

Все эти герои мечтают об идеальном социалис­тическом обществе. В «Чевенгуре» мы видим именно «социалистическое общество», которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал. Это обще­ство состоит не только из коммунистов, таких как Дванов и Чепурный, но и из беспартийных людей, для которых революция стала идеалом нравственности, совестью и высшим судьей. Поэтому писатель зада­ется вопросом о возможности создания новой жиз­ни людей при новом строе, о том, нравственна ли ре­волюция и приемлем ли коммунизм, для построения которого она совершена.

Так, в романе судьба нескольких десятков людей, которые жили чуть-чуть лучше других и поэтому те­перь не имеют никакого права на существование, решается лично Чепурным. Теоретически расстрел буржуев был обоснован «вторым пришествием», ког­да началась расправа над ними. Людей убивают без суда и следствия. И когда на «одиночное убийство» человека товарищем Пиюсей секретарь ЦИКа Прокофий с возмущением произнес следующие слова: «коммунисты сзади не убивают», — он услышал в от­вет, что коммунистам «нужен коммунизм, а не офи­церское геройство!». Платонов возражает против та­ких утверждений, он хочет показать, что цель не может оправдывать средства, нельзя построить все­общее счастье людей даже за счет одной человеческой жизни. Лишение человека жизни является большим злодеянием, преступлением против нравственности, неискупаемым грехом.

В романе «Чевенгур» писатель решает проблему истинного и ложного. Истинное — это все то, что ес­тественно, искренно и исходит из души, а все безнрав­ственное — это то, что противоречит естественному ходу человеческой жизни и человеческой природе. Создание идеального коммунистического общества любыми путями — это и есть противоречие, глумле­ние над человечеством. Город Чевенгур получился тра­гическим и жалким, печальным и смешным.

Саша не хочет жить после того, как понимает, почему Чепурной и большевики так хотят построить коммунизм. Он осознал, что в этом случае не будет больше никакого развития и не будет никакой исто­рии. Копенкин о сложившимся положении вещей говорит: «Тут зараза, а не коммунизм». Он арестовы­вает Чепурнова из-за того, что тот бедный народ «ком­мунизмом не обеспечил», и запирает его в алтарь. В это время на Чевенгур налетают кадеты и убивают всех жителей. В живых остается только Прошка. На такой трагической ноте заканчивается жизнь и построение «коммунизма» в фантастическом городе Че­венгуре.

Роман Платонова предостерегает будущие поко­ления от повторения жестоких ошибок прошлого и всевозможных противоестественных экспериментов.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.