Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Платонова


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пророчество Платонова в повести «Котлован»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Творчество Андрея Платонова помогает современно­му читателю разобраться в событиях, происходивших в России в 20—30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведе­ний, правдиво отразивших события этого времени, отно­сится его известная повесть «Котлован».

Платонов начал писать ее в декабре 1929 года, в са­мый пик «великого перелома», или, как говорится в са­мой повести, в «светлый момент обобществления иму­щества». Работа писателя над «Котлованом» была за­кончена в первой половине 1930 года. Эта своеобразная повесть — и социальная притча, и философский гро­теск.

Главный герой произведения Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Мы узна­ем, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом общей жизни». Таким образом, в самом начале повести перед нами предстает традиционный для русской литературы образ народного искателя счастья и правды. В то же время это представитель первого поколения советской интеллигенции, едва нарождавшейся в двадцатые го­ды. Вощев тоскует из-за того, что никто не может ему объяснить, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл . жизни — в работе на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы. Они живут «впрок», «заготовляя» свою жизнь для будущего всеобщего благоденствия. Эти люди не­гативно относятся к размышлениям Вощева, потому что, по их мнению, мыслительная деятельность явля­ется отдыхом, а не работой. А отдыхать сейчас не время. Выходит, что задумавшийся «среди общего темпа труда» Вощев потенциально опасен для идеи рытья ямы. А ведь ее роют согласно директиве свер­ху, в соответствии с генеральной линией! Но герой не может разобраться, зачем нужен этот котлован. Он просто разрастается во все стороны благодаря удар­ному труду рабочих, не приобретая при этом никакой функциональности.

Сомнения главного героя передают нам мысли само­го автора, оказавшиеся действительно пророческими. Котлован строится на энтузиазме рабочих до бесконеч­ности — он будет постоянно расти, калеча землю, уничтожая пашни и реки... Потому что главное, что движет людьми, которые руководят этим «проек­том», — «угодить наверняка и забежать вперед гене­ральной линии». К сожалению, огромное количество ударных и часто бессмысленных строек советских вре­мен действительно изменило нашу землю порой до не­узнаваемости. В «Котловане» Платонов пытался преду­предить своих современников об этом. Но его повесть не была напечатана, потому что во времена единомыс­лия нельзя иметь свое мнение. И об этом Платонов то­же говорит своей повестью. Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в «винтик» системы — едва ли не главная в «Котловане». Создав скорбный гротеск, Пла­тонов показывает массовый психоз всеобщего послуша­ния, безумной жертвенности. Судьба Вощева трагична. Он так и не нашел истины: не только сути бытия, но и истины более близкой, которая помогла бы ему со­вершать ежедневные поступки осмысленно и достойно. Ведь даже идея светлого будущего, олицетворением которой в повести является девочка Настя, не терпит испытания временем.

То, что рабочие видят реального ребенка, ради ко­торого стоит жить «впрок», вдохновляет их и заставля­ет работать еще больше. Кроме того, мы видим, что ра­бочие воспринимают Настю как символ будущего бла­годенствия, коммунизма (Сафронов приветствует девочку как «элемент будущего»). Сама Настя говорит: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!» Но де­вочка Настя, единственная радость и надежда землеко­пов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев ду­мает: «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, вер­ного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Но землекопы все равно продолжают свою работу...

Мне кажется, что смерть девочки, символизировав­шей собой не просто будущее, а коммунистическое бу­дущее, имеет два значения. Во-первых, Платонов гово­рит нам о том, что никакая, пусть даже самая благо­родная цель, не оправдывает человеческие жертвы, насилие над личностью, тем более смерти ребенка, в чем он перекликается с Достоевским. А во-вторых, Платонов просто предсказывает недолговечность уто­пической идеи «полного душевного коммунизма».

Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыс­лия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток.

Он пишет, что кто-то: "Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наде­лав из нее массу кумачовых плакатов об ударном тем­пе и энтузиазме. А на место Бога теперь претендует реальный живой человек — «вождь всех времен и на­родов». Повесть Платонова «Котлован» — свидетельст­во того, что автор уже тогда понимал антидемократич­ность Советской власти и видел, к чему может привес­ти такое развитие событий.

Личность растворяется в массе, вера исчезает с приходом живых идолов. Наверное, именно поэтому в полном молчании исчезает Плот, на который, не рас­ходуя средств на умерщвление, погрузили неугодных: и середняков, и бедняков, и несознательных бедняков. Плот — это символ воздействия на непослушных. В нем находит отражение трагический исход в лагеря и ссылки. В чем же были виноваты крестьяне? В отли­чие от рабочих-землекопов они заботились не о всеоб­щем благе, а о том, как прокормить собственные семьи. Крестьяне не ожидали от Советской власти ничего хо­рошего. Поэтому у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей был заготовлен гроб-Повесть Платонова «Котлован» — это не только суровое пророчество, но и предупреждение всем по­колениям. Нет ценности выше человеческой личнос­ти, не возомни из себя бога — автор призывает чита­теля вернуться к вечным нравственным постулатам. Этим и рядом других произведений Платонов со всей силой своего таланта показывает ошибочность и опас­ность пути, по которому шла наша страна в те страш­ные годы.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.