Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожале- нию, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, «обнажившимся сердцем», долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями.
Действительно, у прозы Платонова трудная судьба. В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов «Епифанские шлюзы» принес писателю известность. А уже в 1928 г. выходят две его книги — «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».
Однако после появления в печати его сатирических рассказов, раскрывающих силу, подоплеку и перспективу бюрократии в нашем обществе, писателя подвергают резкой несправедливой критике и даже обвиняют в «идейных» грехах. Долгие годы писатель находился на краю бедности, печатая лишь литературную критику.
Для Платонова, публициста и прозаика, характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция в понимании писателя — процесс глубоко народный, творческий, который вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с «прекрасным и яростным миром». Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней. Он стыдлив перед пафосным словом Герои Платонова — мастеровые, кустари, машинисты, сироты по своему душевному состоянию. Образы его прозы — чудаковатые, наивные мудрецы, стремящиеся к гармонии и красоте.
Главный герой повести «Сокровенный человек» (для названия взят библейский эпитет) — Фома Пухов, человек, живущий с надеждой, сочувствующий другим людям. Он терпеливый, наивный, «сокровенный» человек. Машинист Пухов, забыв смысл своего бытия, становится странствующим героем, и только сочувствуя и понимая людей, он находит истину.
Все герои Платонова — преобразователи мира. Гуманизм этих людей и социальная направленность их устремлений заключаются в поставленной цели подчинить силы природы человеку.
Основной принцип творчества А. П. Платонова: «В прекрасном и яростном мире» «оставаться человеком». Наверное, именно поэтому писатель так легко отыскивает во «внешнем» человеке, человеке простом, необразованном, иногда грубоватом и невежественном, «сокровенные» струны человеческой души, черты яркой, самобытной натуры.
|