Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведениям Блока А. А.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мыс­ли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В «Двенадцати» поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.

Характерную особенность произведения состав­ляет органическое слияние реалистического и роман­тического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули крас­ногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.

В поэме достаточно много различных символи­ческих образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: «вот поднялся вихорь снежный», «вдали запе­вала метель», «ветер веет снежный». В этих выраже­ниях воплощены мотивы душевного смятения, все­ленского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в «Двенадцати» находит наиболее развернутое воплощение.

Действие поэмы развивается на фоне ветра, пур­ги, снега: «свищет ветер», «порхает снег» и т. д. Но явления природы не только создают фон, они стано­вятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очиститель­ной стихии.

Двуплановость образного строя «Двенадцати» ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:

 

Черный вечер,

Белый снег,

Ветер, ветер!

 

В основе произведения — революционный кон­фликт, борьба старого и нового. Столкновение не мо­жет закончиться примирением — настолько контра­стны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом «черного» и «бело­го». Автор конкретизирует содержание «черного ве­чера»: «буржуй на перекрестке», «поп нынче веселый», «барыня в каракуле». Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприя­тие революционных перемен: поп — «стороной за сугроб», барыня — «к другой подвернулась: «Уж мы плакали, плакали...». Особенно непримирим к ново­му давний недруг Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: «Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...».

Старый мир исторически обречен. Его предста­вители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения — броские и емкие.

 

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой,

Поджавши хвост паршивый пес.

 

Но «пес» так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:

 

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

 

Сюжет в главах поэмы развивается последова­тельно. Он не столько фабульный, сколько психоло­гический. Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически пере­дает это образом старого мира — «пса безродного», который не отстает, а ковыляет позади. В них бушу­ют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!».

Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня револю­ции и активность ее свершений: «Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем». Но значение со­циалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.

Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показы­вает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного дол­га. Историческая миссия очищает образы двенадца­ти от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.

Поэма «Двенадцать» впервые в русской литера­туре подчеркнула вселенский размах революции. Важ­нейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь про­стого человека, изобразил героя революции как лич­ность с живыми и сильными чувствами. В этом по­эма была новаторской.

В поэме «Двенадцать» Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматических и контрастных образах.

Поэма «Двенадцать» принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими ве­ликими поэмами, как «Медный всадник» А. С. Пуш­кина, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.