Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пастернака


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Темы и мотивы поэзии Б. Пастернака (по стихотворениям «февраль. Достать чернил и плакать...», «На ранних поездах», «Лето в городе», «Гамлет», «Зимняя ночь»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе во­обще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших по­этов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он по­святил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминут­ность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсве­тах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и моти­вов, характерных для поэзии Пастернака, следует ска­зать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпе­чаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман «Доктор Живаго». Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака прони­зано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака на­полнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении «Февраль» (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пас­тернака и входит в сборник «Начальная пора», поэт

выражает свое настроение — грустное, унылое, разо­чарованное, гнетущее:

 

Февраль.

Достать чернил и плакать!

 

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рас­сказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

 

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Поэт уточняет, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто ис­пользует в своей лирике, указывая на то, что настоя­щие стихи рождаются часто мгновенно, неожидан­но, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более по­зднему периоду творчества (началу Великой Отече­ственной войны), — «На ранних поездах» (Передел- кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания вре­мени года, погоды: «зима», «январь», «снег», «стужа», «на улице ни зги»...

Само название указывает на то, что в этом сти­хотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт «сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты» узнает «России неповторимые черты». Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чув­ством «обожания» и «боготворения» он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: «здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря», — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

 

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

 

Тут наблюдается другая тема, тема России — из­мученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литера­туры, делясь с читателями своими наблюдениями за «взасос» читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении «Гамлет» (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака «Доктор Живаго». Уже в первых строках писатель строчкой «я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку» определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: «неотвратим конец пути». Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жест­ким контролем): «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси», — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое вос­хитительное стихотворение — «Зимняя ночь», так­же вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: «Мело, мело по всей земле...». Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, кру­говорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы («судьбы скрещенья»). Стихотворе­ние является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. «Озаренный по­толок» — небо, Бог. «Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крест», «ангел» — связь с обра­зом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Сти­хотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое тор­жество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском госу­дарстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.