Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пастернака


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Своеобразие лирики Б. Пастернака


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Поэтический мир Бориса Пастернака предстает пе­ред нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной сто­роны. Поэзия Пастернака — это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и та­лантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пас­тернака к музыке — ему даже прочили композитор­ское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сбор­ник поэта «Близнец в тучах». Пастернак входил в не­большую группу поэтов «Центрифуга», близкую к фу­туризму, но попавшую под влияние символистов. К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно пере­работал.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требу­ющей полной самоотдачи:

 

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — времени заложник

У вечности в плену.

 

Уже в первые годы творчества у Пастернака прояв­ляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в последующем: поэтизация «прозы жиз- ни», внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти:

 

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения — чем меньше слово было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихотворения Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятыми. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение напи­санных им слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые» поэтические выражения. По­этому в его стихах мы часто можем встретить устарев­шие слова, редкие географические названия, конкрет­ные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака со­стоит также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их рас­становка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

 

В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега

(«Метель»)

 

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении «Метель» речь идет о путнике, заблудившемся в посаде, о метели, усугубляющей безысходность его пути. Душевное со­стояние путника передают обычные слова, но само чув­ство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, который придает ему своеобраз­ный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непри­вычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу рас­крыться именно так, как он его видит. В стихотворении «Старый парк» сказано, что «карающих стай девятки разлетаются с дерев». А далее находим такие строчки:

 

Зверской боли крепнут схватки,

Крепнет ветер, озверев,

И летят грачей девятки,

Черные девятки треф.

 

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем мо­жет показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленное сравнение: грачи — девятки треф — самолеты. Дело в том, что стихотворение напи­сано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем са­молеты летали девятками, и их строй напомнил поэту девятки треф и грачей. В сложных ассоциативных ря­дах — своеобразие поэзии Пастернака.

М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: «Много изумляющего, но часто затрудняешься понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом». И еще: «Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отража­ется в нем именно как хаос, дисгармонично». В ответ Пастернак писал: «Я всегда стремился к простоте и ни­когда к ней стремиться не перестану». В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетаю­щаяся с глубиной мысли:

 

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До их причины,

До основанья, до корней,

До сердцевины.

 

Произошедшая с поэтом эволюция была естествен­ным путем художника, желающего во всем дойти «до самой сути». Постижение духовного мира человека, за­конов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Многие его стихи служат поводом для раздумья над вопросами жизненного устройства. Вот, к примеру, отрывок из стихотво­рения «Вокзал»:

 

Вокзал, несгораемый ящик

Разлук моих, встреч и разлук,

Испытанный друг и указчик,

Начать — не исчислить заслуг.

Бывало, вся жизнь моя — в шарфе,

Лишь подан к посадке состав,

И пышут намордники гарпий,

Парами глаза нам застлав.

Бывало, лишь рядом усядусь

И крышка. Приник и отник.

Прощай же, пора, моя радость!

Я спрыгну сейчас, проводник.

 

Живописная и звуковая выразительность стиха, инди­видуальная неповторимость образной системы — таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собесед­ник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким его осуждали, травы (после написания ро­мана «Доктор Живаго»). В те дни Пастернак напишет:

 

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Признанием большого литературного таланта Бори­са Пастернака явилась присужденная поэту в 1958 году Нобелевская премия «За выдающиеся заслуги в совре­менной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Тогда Пастернака вынудили отказаться от этой премии. В 1989 году она была воз­вращена поэту посмертно. Можно с уверенностью ска­зать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в русской, но и в ми­ровой культуре.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.