Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Пастернака


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Пейзаж в лирике Б. Пастернака


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

 

Пейзаж — неизменная часть практически всей по­эзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавший­ся в своей автобиографии о природе как вещи «неусо­вершенствованной», впоследствии склонился перед ней «стихотворно». Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин при­роды использовались в различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему. Но­вой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пас­тернака.

Нельзя сказать, что большая часть стихов Б. Пас­тернака по жанру своему — пейзажные. В его лири­ке практически нет чисто «пейзажных» произведе­ний. Однако многие из названий его стихотворений как будто отсылают нас к этому виду поэзии: «Осень», «Август», «Зимняя ночь», «В лесу», «Июль­ская гроза». Для понимания подобного рода несоот­ветствия нужно хорошо знать, чем была природа для Пастернака.

Основные темы поэзии автора — любовь, творчест­во, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целост­ного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы, но она не уникальна в этом отношении:

 

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

 

Тем самым утверждается полное единство, подобие всех форм жизни. В их ряду и имеет место быть при­рода.

Отсюда вытекает и место и назначение пейзажа в лирике Пастернака. У него все не так, как у мастера стихотворного пейзажа Тютчева. Последнему приходи­лось доказывать, что «не то, что мните вы, природа... в ней есть душа...». Тютчев одухотворяет природу — человеческим духом, он делает ее параллелью к чело­веческим страстям:

 

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

 

Тютчев остро чувствует противоборство, таящееся в природе. Кроме того, именно он расширил границы природного до масштабов космического, и это, пожа­луй, единственное совпадение (хотя и не случайное) восприятия природы у него и у Пастернака. Для Пас­тернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно су­ществует по единым для всего законам любви — на­столько бесспорна, что дается в его творчестве как не­что само собой разумеющееся. И не разрешимых коллизий, противостояний у него также нет.

Природа — один из многих обликов жизни, почти, пожалуй, равный ей, но все же не полностью тождест­венный. Поэтому пейзаж в поэзии Пастернака так тщательно и с любовью «перемешан» с обиходом. Он одомашнен, приручен:

 

Гроза в воротах.На дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее.

 

У Пастернака нет резкого противопоставления при­роды и города, как, скажем, в лирике Есенина; тем бо­лее нет у него и того неприятия мира природного, кото­рое свойственно поэзии Маяковского.

Природа выступает у автора как мощное восстанав­ливающее силы души начало. Необыкновенно точно и полно говорят об этом следующие строки:

 

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

 

Возникает ощущение, что у Пастернака в стихах все — о природе. Почти в каждом стихотворении явле­на она нам — наряду с прочим. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, кото­рое проявляется в его образах, сравнениях, метафорах. Он пишет:

 

Как бронзовой золой жаровенъ,

Жуками сыплет сонный сад.

 

Предмет мира природного сравнивается с предме­том обихода. Еще один пример подобного рода — срав­нение шелка со льдом:

 

И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

 

Такие образы в поэзии Пастернака делают затруд­нительным ответ на вопрос, насколько то или иное сти­хотворение можно считать «пейзажным».

Иногда поэт совершенно выбивается из привычного нам восприятия и описания пейзажа. Стихотворение «Ветер» написано как будто в совершенно привычной нам по творчеству других поэтов манере: за стенами дома дует ветер. Однако он раскачивает не только лес, но и дачу! Тем самым дом приравнивается к лесу, к де­ревьям. Сравнение с деревом вновь проявляется в сти­хотворении «Сосны»:

 

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены...

 

Марина Цветаева некогда сравнила Пастернака с де­ревом, добавив, что чтобы ни писал поэт — это всегда природа, «возвращение вещей в ее лоно».

Носителем природного начала в лирике Пастернака выступает женщина. Ее красота, естественность, тая­щаяся в ней способность давать жизнь другим делают женщину ближе к природе. В стихотворении «Любить иных — тяжелый крест» героиня — из числа таких же «основ» жизни, что и весна:

 

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Обычно в поэзии других поэтов пейзажные описа ния сопровождаются, хотя бы в некоторых стихах, во­просами о развитии природы, о ее начале и конце, о месте человека в ней. Пастернак же пишет:

 

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

 

Чувство благоговейного восхищения перед жизнью во всех ее формах не покидало Пастернака всю его жизнь. Природа, ее поэтическое восприятие и отраже­ние в лирике, то есть то, что мы понимаем под словом «пейзаж», составляют один из основных мотивов его творчества. Внимание поэта — пристальное, не упуска­ющее ни малейших подробностей, деталей — практи­чески в каждом его стихотворении обращено к пре­красному миру природы: лето и осень, снег и дождь, леса и луга, горы и моря, деревья и травы воспеты им с интонацией радостного восторга. Пастернак не выби­рает и не разделяет природу на привычную глазу и эк­зотическую, на живую и неживую. Она вся в равной степени существует для него. Она входит в его поэзию наравне со всеми другими родами жизни и наравне с самим поэтом. Она исцеляет, она же становится неис­сякаемым истоком, причиной поэзии: у Пастернака фе­враль — повод для того, чтобы «достать чернил и пла­кать, писать о феврале навзрыд». Она является осно­вой и целью бытия:

 

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель.

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.