Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



Александр Николаевич Островский явился создателем ре­пертуара русского национального театра. Его пьесы: «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница»—не сходят со сцен театров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-са­модуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, Островский стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни. При этом он подчинял изображение дета­лей разоблачению характеров своих персонажей, этим Остро­вский, на мой взгляд, близок Гоголю. Сатирическое изобра­жение не помешало драматургу создать реальные образы, за­поминающиеся характеры. Особенно, по-моему, ему удаются женские типы — это мятущиеся, ищущие, горячие сердца. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.

В первую очередь,— это Катерина из пьесы «Гроза», соци­ально-бытовой драмы, где конфликт доведен до трагической развязки. Катерина религиозна и романтична одновременно. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу скопидом­ства и жестокого самодурства. В этой среде семейные обязан­ности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой, сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в мо­лодого человека, выделяющегося приличными манерами и не­которой образованностью.

В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. И если следование религиозно осознанному закону супружеской вер­ности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырвать­ся из «домашней тюрьмы» в ней сильнее чувства долга. Изме­нив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой.

Признав моральный закон супружеской верности, Катери­на второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков «темного царства».

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она по­лучила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутрен­ними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огуда-ловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном «обществе». В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому кон­фликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя до­черьми, показное изящество и благородство жизни семьи яв­ляется не нормальным состоянием, а декорацией для устрой­ства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хит­рость — основной принцип общения с богатыми людьми, посе­щающими дом. Лариса — младшая дочь, последняя, оставша­яся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.

Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из «цыганского табора». Но противоречивость эта лежит в основе характера героини. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритяза­тельности для нее оскорбительно. Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Парато­ва. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убеж­денность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, кото­рый даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лари­са презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое от­ношение. С одной стороны, он презирает «цыганский табор» в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных досто­инств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею.

Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней «волюшке» перед браком по расчету. Ла­риса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича тра­гично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.

Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблаз­нам. «Ох, нет...— говорит она сквозь слезы, заглянув под об­рыв.— Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я дума­ла. Вот и нет сил! ...Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая и несчастная».

Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини. Она умира­ет, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалу­ясь, никого не обвиняя, под «громкий хор цыган». Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и пред­метом торговли. Создав социально-бытовую трагедию, Остро­вский не только не поступился своими эстетическими принци­пами, которые нашел в первых своих комедиях, но разрабо­тал их дальше блестяще. Драматург показал сильные харак­теры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягае­мую высоту. Проходят годы, но не пропадает интерес к твор­честву Островского.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.