Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В ре­зультате... автор пишет пьесу «Гроза», в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью соби­рательного образа города Калинова, названного Добролюбовым «темным царством».

Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реали­зуется с помощью образов жителей города.

Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угне­тенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как «Гроза» — про­изведение критического реализма, для него характерна соци­альная и психологическая типизация. Следовательно, дом оли­цетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)

На страхе разрушения устоев, порядков основана и жесто­кость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.

Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. «Если она тебя бояться не будет, то меня и по­давно. Какой же порядок в доме будет-то?»

Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого осно­вана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи «...весь дом держится...»), Катерина должна была стать ти­пичным его представителем. Но Катерина становится достой­ным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная лич­ность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизнен­ной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности «темного царства». Это частично становится основой внешнего конфлик­та, который представлен в произведении с помощью психологических пар. Его главная особенность в том, что мировоззре­ние людей разрушает жизнь друг друга. Например, так про­изошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной лич­ностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.

Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачива­ется, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.

Тихон — загубленная личность. Он не может воспроти­виться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более тра­гичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуж­даются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любя­щую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разреша­ется крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам «темного царства». Но нравственная сущность некоторых его представителей проти­воречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произ­ведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гне­том для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в сло­вах полусумасшедшей старухи: «...красота... в омут ведет...» и «...все в аду гореть будем...»

В результате на вопрос «куда теперь?» Катерине видится только один ответ: «В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!»

Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивиду­альное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: «...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!» Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается же­лание, стремление противостоять, и он находит в себе душев­ные силы сказать матери: «Вы ее погубили!»

Так как пьеса «Гроза» произведение критического реализ­ма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал от­крыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.