Stavcur.ru: сочинения по литературе по произведеням Островского А. Н.


  Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
   

Коллекция сочинений: Сила характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»


Онлайн видео бесплатно!!!

Музыка, кино, юмор, видеоуроки...



В Катерине видели мы протест против

кабановских понятий о нравственнос­ти,

протест, доведенный до конца.

Н. А. Добролюбов

 

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во вре­мя подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепоще­ние. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самое ре­шительное произведение Островского», так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.

В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали «темно­го царства», и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина — главная герои­ня пьесы А. Н. Островского.

Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золо­том по бархату. Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, ее воображе­ние работает неутомимо и уносит ее в новый мир, «ти­хий и светлый».

Смелый и решительный характер Катерины прояв­ляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я вы­бежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от бере­га. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Каба­ниха, которая своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», стремится подавить свободолюбивую на­туру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее лю­бовь — это тоже протест против моральных устоев «тем­ного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!»

Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.

«Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» — со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.

Но мы видим, что в этой борьбе морально побежда­ет Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» уезжает, он полнос­тью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.

Последняя надежда погасла в душе Катерины. «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!» —думает она. Ка­терина понимает, что жить в доме Кабановых — это без­нравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием».

Н.А. Добролюбов пишет: «...она рвется к новой жиз­ни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до конца!»

В ответ на статью Н.А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д.И. Писарева «Мотивы русской дра­мы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в «темном царстве» и удивляется, что крити­ки не смогли «сделать Добролюбову ни одного возраже­ния». Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Нако­нец, что это за самоубийство, вызванное такими мелки­ми неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?» Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеаль­ный образ, увидел вследствие этого «луч света в «тем-

ном царстве». Писарев не может согласиться с этим, так как «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже все­го, или, вернее, ум — все».

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Доб­ролюбова? Что заставляет одного писать о силе харак­тера Катерины, а другого — о слабости этого характе­ра? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на пер­вом плане стояли смелые и решительные герои, стре­мившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.

Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэто­му Д.И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: «...Совершив много глупостей, бросается в воду и дела­ет таким образом последнюю и величайшую нелепость».

Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее «лучом све­та в темном царстве»? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее реши­тельность и правдивость. Я считаю, что Катерину мож­но назвать «лучом света в темном царстве», так как она протестует против кабановских понятий о нравствен­ности, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жал­ким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу».

В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

 

 

 

 

 
© Copyright [SoftSite]. All Rights Reserved. При использовании ресурсов сайта ссылка на stavcur.ru обязательна.